Cogito ergo sum.
Рене Декарт
Анализируя свой день, я часто прихожу к мысли, что все, что происходит в период бодрствования, можно разделить на несколько категорий. Подготовка к запланированным действиям, сами действия и реагирование на какую-то экстраординарную ситуацию, то есть такую, которую вы заранее не могли себе представить. Она может быть плохой, умеренно плохой или даже хорошей, но она выбивает вас из того графика, который вы сами себе составили и меняет план действий на день.
Забавно, что порой именно подготовка занимает больше всего времени, как в течение конкретного дня, так и в течение всей жизни. Эзотерики часто говорят, что то, что у вас есть сейчас, было создано вами заранее, и я всегда эту фразу трактовала широко, например, как хорошие семейные отношения, которые вы выстраивали несколько лет, карьеру, наличие хорошего жилья и так далее. Но можно посмотреть на это совершено приземленно. К примеру, завтра вам нужно начать рабочий день в 9 утра. То есть, к 9 утра (а лучше чуть раньше) вам нужно быть выспавшимся, сытым, вымытым, спокойным и желательно в хорошем настроении. Чтобы успеть сделать все утренние дела, желательно без спешки, нужно встать пораньше, а для того, чтобы встать пораньше, нужно лечь пораньше. Чтобы лечь пораньше, нужно закончить рабочий день часам к 18, спокойно поужинать, сделать какие-то важные вечерние дела (учебу, уроки или прогулки с собаками) и вовремя выключить телевизор или иные гаджеты, которые помогают вам скоротать вечерок. Желательно не пить алкоголь, ни с кем не ругаться, подышать свежим воздухом перед сном и иметь тихое помещение для сна. Также желательно быть здоровым и в целом довольным своей жизнью, как личной, так и профессиональной, так как это способствует спокойному сну. Ваше хорошее «завтра» начинается уже сегодня, это так очевидно, но так неочевидно!
Несколько лет назад я где-то прочитала хорошую мысль о том, что план на день нужно выстраивать не после пробуждения, а перед засыпанием, создавать правильный настрой заранее. Готовить эмоциональный костюмчик с вечера, так сказать. Мне вообще нравится идея «проактивности» в противовес «реактивности», то есть желательно создавать свою реальность, а не пассивно «плыть по течению». Стратегически продумывать свою жизнь, ставить цели, достигать или менять их, быть включенным в процесс, активно влиять на него, самому быть движущей силой своих дней. Лет десять назад, если бы вы увидели в магазине мужчину с листочком бумаги (списком продуктов), вы бы над ним похихикали, мол, вот растяпа, без жены и купить ничего сам не может, а сейчас в телефонных приложениях магазинов есть опция «Составить список». Нет ничего страшного и стыдного в том, чтобы структурировать ваши покупки, верно?
Вообще, было бы хорошим «лайф-тестом» спросить вас о том, как вы покупаете продукты. Сначала решаете, что именно будете готовить и подбираете ингредиенты под это? Просто пишете примерный список, так как готовите более или менее одно и то же? Или идете в магазин и покупаете все, что привлекает внимание или то, что на скидке? Думаю, это хорошо покажет вам общую стратегию поведения в жизни. Это не плохо и не хорошо, это просто разный стиль. Кто-то записывается к мастеру маникюра за две недели, а кому-то удобнее «заскочить по дороге». Есть такое экзистенциальное понятие «толерантность к неопределенности», наверное, если исследовать ее степень в каждом из нас, то нам станет понятнее, почему мы ведем себя так, а не иначе.
Когда клиент приходит за помощью к психологу или коучу и начинается процесс их взаимодействия, то, как я это вижу, процесс состоит из пяти шагов. Само обращение за помощью – второй шаг, фактическое признание проблемы. Человек не только смог сам себе сказать, что его жизнь или что-то в ней его не устраивает, но нашел в себе силы вынести это на обсуждение, проявить во внешнем мире. А первый шаг – это то, о чем я говорила выше, подготовка. То, что привело человека к текущей ситуации. Те события, которые происходили в его жизни, те эмоции, которые он чаще всего испытывал, его убеждения, «Я — концепция», характер, привычки, трансгенерационные травмы, детские травмы, отношения с родителями – куча всего, что могло тем или иным способом детерминировать нынешнюю ситуацию. В некоторых подходах психологической работы этот этап исследуется очень глубоко и тщательно, а в некоторых ему не уделяют особого внимания, так как намного важнее то, что «здесь и теперь», или то, что будет дальше.
Предположим, мы приняли мою идею «второго шага» за рабочую гипотезу. Чего хочет человек, пришедший на сессию? Решения своей проблемы. Само решение, с моей точки зрения, будет представлять собой четвертый шаг, результат, а третьим шагом будет путь выхода из ситуации, те действия, которые человек предпринимает для достижения результата. Для того, чтобы составить список шагов, нужно четко понять, чего конкретно человек хочет достичь, поэтому мы будем долго и нудно подробно обсуждать запрос, цель, препятствия, ресурсы, ограничения, помощников, вредителей, саботажников и так далее. Это важно! Правда важно, потому что если мы не знаем, куда хотим прийти, то какая разница, куда идти? Чаще всего, достижения четвертого шага достаточно. Как говорит моя профессор: «Чем измерить эффективность терапии?». Человек пришел с проблемой – мы помогли ему ее решить. Проблемы нет, человек здоров и счастлив.
Тем не менее, как я писала выше, процесс состоит из пяти шагов. Иногда пятый шаг, как и первый в моей схеме, остается «за кадром», присутствует как фон, но не принимается во внимание, а иногда именно от него все зависит. Я назову этот шаг словом «смысл» или «А зачем вообще это все?». Причем в моей картинке шаги расположены не на прямой линии, а закольцованы. То есть, первый в какой-то момент будет слит с пятым, или пятый сольется с первым. Чтобы прочитать мелкий шрифт в договоре с банком, нужно поднести бумаги близко к носу, а чтобы понять, что происходит в вашей жизни, нужно отойти подальше, словно бы вы рассматривали огромное, от пола до потолка, полотно с изображением эпической битвы в музее изобразительного искусства.
И когда мы приходим с запросом: «Мне плохо, помогите», проходим шаги изменений, получаем результат «Теперь все хорошо», то желательно понимать, что это просто маленький кусочек гигантской картины. Через некоторое время появится новый запрос, новые шаги, новая цель, потом еще один и так далее, и человек всегда будет стоять на втором шаге. А если сможет отойти назад, на первый, задуматься о том, почему все сложилось так, как сложилось, то есть шанс, что перед тем, как шагнуть в очередной четвертый, задаст себе вопрос: «А к чему я стремлюсь на самом деле? В чем смысл моей жизни, что для меня важно?»
Есть такой большой и красивый город-остров Гонконг. Недалеко от Гонконга расположен остров Лантау, известный своей огромной статуей Будды, а между Гонконгом и Лантау лежит малюсенький островочек Пенг Чау, площадью менее 1 кв. км. На нем нет машин (ни единой), его можно обойти пешком вокруг примерно за час, там есть несколько магазинов, рынков, ресторанов и общественных туалетов идеальной чистоты. Самый лучший вид на море (и мы говорим про море со всех четырех сторон) открывается с холма, на котором расположено кладбище, очень ухоженное, похожее на парк. Главная улица-променад тянется вдоль береговой линии и на ней стоит много-много скамеек. На них часто сидят местные жители, особенно по вечерам, и я как-то тоже решила присесть, отдохнуть.
Когда вы сидите на этой скамейке, то ровно перед вами будет море, остров Лантау и небо. Небо, остров Лантау и море. Если посмотреть направо или налево, то острова Лантау нет, есть только море и небо. Иногда, в зависимости от погоды, море и небо практически сливаются, и только по какому-нибудь суденышку можно точно понять, где проходит линия горизонта. Конечно, человека, выросшего возле моря, такой картиной удивить сложно, но меня удивила не сама картина, а то ощущение безмятежности, в котором я оказалась без каких-либо усилий. Моя гуру часто говорила о том, что важно «просто быть», ощущать «Я есмь», быть в процессе бытия, и вот там, на лавочке острова Пенг Чау бытность бытия присутствует по умолчанию. Сам островочек очень тихий, люди крайне ненавязчивы и неторопливы, они «просто есть», и это так необычно и здорово!
Обычные рассуждения о смысле жизни, как мне видится, чаще всего будут сведены к какому-то материальному, внешнему проявлению. Не так приземленно, конечно, как «купить машину или дачу», но все равно к какому-то достижению, к какой-то внешней отметке. Успешная карьера, стабильное финансовое благополучие, крепкая семья, проявление себя в творчестве. Но на самом ли деле это та самая цель? Final destination, как это называю я, или «Ради чего большего мне это нужно?», как говорит одна моя клиентка. ИМХО, это всегда четвертый шаг, и то, будете ли вы довольны его достижением, зависит от пятого. Возможно, это покажется странным, но когда я задумалась, а что было бы для меня пятым шагом, картинка острова Пенг Чау пришла сразу, а вместе с ней ощущение «зависания», но не потому, что система нуждается в перезагрузке, а потому, что система не нуждается ни в чем. Необычное ощущение «небытия», которое при этом же самое настоящее «бытиё».
Я много времени провожу за написанием текстов и часто ищу фоновую музыку для работы, которая бы не отвлекала, и недавно мне стали попадаться плейлисты мягкого джаза. Музыка там примерно одна и та же, и картинки-заставки тоже: камин, огромное окно, горы, озеро, легкий снег, мягкие диваны. Меня очень легко «переносит» в эту картинку, в ощущение полного спокойствия, уюта и тепла. При этом, разумом я понимаю, что нет смысла в этом сидении на мягком диване, в этой кружке кофе, в смотрении в окно, в камине – нет смысла, нет конечной точки, нет результата. Что изменится в моей жизни, если я там просижу час или два? Ничего, просто пройдет час или два, в течение которых можно было бы делать что-то другое, полезное, такое, у чего есть результат.
«Позвольте», – возразит мне кто-то, – «в то время можно о чем-то подумать, осмыслить, составить план». Можно. Но внутренний парадокс состоит в том, что я не хочу думать. Думать – это тоже труд, работа, усилия, а диван + кофе + джаз + вид на горное озеро = почти сон наяву, ты просто есть. Как на Пенг Чау, где есть огромное море и огромное небо, и ты тоже есть, но ты такой маленький, что все твои «достижения», суета и пыхтение по жизни суть не больше, чем детские потрясения кулачками и топанье ножками. Тут самое время ввернуть любимый психологический вопрос: «Что вы чувствуете по этому поводу?». Как вам в этом серо-голубом бытии в слиянии неба и моря? Уютно? Тревожно? Легко? Радостно? Свободно?
Я не знаю, можно ли назвать внутреннюю свободу в этом случае ощущением «самого себя»: «Это я сам», «Это я», «Я есть», но мне кажется, если вы можете испытать это, то вы подниметесь на ступеньку выше по лестнице осознанности. В эзотерике, да и в некоторых подходах психологии это называют «Нейтральный наблюдатель». Вы не можете решить проблему на том же уровне, на котором она возникла, вам нужно подняться над проблемой, почти так же, как в музее вам нужно отойти назад, чтобы увидеть всю картину. Из пространства пятого шага мы можем посмотреть в пространство первого и начать сопоставлять факты между собой, складывать паззл самого себя, а заодно понимать, какой этот паззл должен быть, чтобы в следующей ситуации не стоять на точно таком же втором шаге.
Я много читаю и про медитацию, и про mindfulness, и даже как-то писала для своей клиентки памятку о том, как именно медитировать. Кто-то говорит, что ваша задача – дать мыслям спокойно плыть перед вашим мысленным взором, не вовлекаясь в процесс «думания», кто-то говорит, что нужно сосредоточиться на какой-то одной важной мысли и погрузиться в ее «чувствование», а кто-то говорит, что нужно «просто быть». Все замечать и все ощущать, слиться с пространством и дать ему свободно проходить через вас, вдыхать и выдыхать его. Наверное, мой опыт на Пенг Чау есть как раз третий вариант.
Получается, что с точки зрения внешних событий и уровня обыденного восприятия реальности в пятом шаге нет никакого смысла. Зачем? Уж если есть проблема, то достаточно того, чтобы ее осознать и найти наилучший вариант решения (шаги второй и четвертый), какой смысл копаться в том, что было раньше или задумываться о том, что будет потом? Может быть, смысл в том, чтобы завтра отличалось от сегодня, не по форме, а по содержанию, по внутренним ощущениям. По вечерам мы принимаем душ, чтобы подготовить тело ко сну, а если мы «повисим» в мысленной тишине, мы сможем очистить наше когнитивное пространство. Cogito ergo sum, «Я мыслю, следовательно, я существую», но означает ли это также, что если я не мыслю (не думаю, не рассуждаю) минут 10-15, то в это время не существую?
В какой-то степени то, что происходило до вашего рождения в семьях ваших родителей, в их взаимоотношениях и эмоциональном пространстве, в стране, в обществе, в мире в целом, было подготовкой к вашей жизни. То, что было нормальным в вашей семье: стиль общения, манеры, поведение, способы выражения эмоций, тоже было вашей подготовкой, это как раз тот первый этап, о котором я говорила выше. Совершенно очевидно, что повлиять на это вы не можете, это уже данность. Даже если я, с помощью психолога или ангелов увижу все свои трансгенерационные травмы, я не могу их отменить. Они есть, их следует принять, как и тот стиль жизни, который вы переняли у своих родителей. Но то, что будет происходить в вашей жизни после момента осознания и принятия, уже относится к вашему личному выбору, и здесь, как мне кажется, критически важно понять, какой вы на самом деле и в чем смысл лично для вас. Кто-то ходит в баню строго помыться, а кто-то «заново родиться», а баня, вроде бы, одна и та же. Пятый шаг – это подготовка к следующему этапу жизни. Нужно уснуть в хорошем настроении, чтобы в нем же проснуться, нужно ощутить самого себя истинного, чтобы создать ту жизнь, которая будет приносить радость.
Если вы представите наши пять шагов не только в виде круга, но и в виде спирали, то переосмысление «смысла», пятого шага, запускает новый ее виток. Что-то вроде «психологического перерождения», версия 2.0, где предпосылки первого шага изменились и теперь человек видит всю свою жизнь и свои планы на нее иначе. Детские и трансгенерационные травмы, осознанные и переработанные, обнулились; понимание себя изменилось; эмоциональный фон переключился с негатива на позитив. Все это привело к освобождению от телесных зажимов и четкому пониманию самого себя, новому ощущению своих связей с другими людьми и миром. Тот «вы», который был во вчерашнем дне, ушел, и появился новый, и утро нового для него будет совершенно другим, даже если за окном тот же самый серый зимний пейзаж.
Поприветствуй нового себя.
--
Автор статьи: Финчем Анна (психолог)
Источник: https://psyh.info/article/psihologiya-lichnosti/poprivetstvuy-novyy-den.html