Современное художественное искусство продолжает развиваться, затрагивая и нашу культуру. Появляется множество творческих людей, готовых проявлять свой креатив и демонстрировать в своих работах национальные мотивы. О некоторых героях, чьи работы привлекают внимание общественности – в материале «Миллиард.Татар».
Новое искусство с использованием брызг
В эпоху цифрового развития огромное количество художников рисует свои произведения исключительно с использованием компьютерной техники, классические кисти и краски идут в работу намного реже. Уникальным примером можно считать работы Руслана Ибрагимова, чьи картины уже востребованы в России и в ближнем зарубежье.
После завершения обучения в Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (ныне НГУАДИ им. А. Д. Крячкова) сразу же стал участвовать в различных выставках. Основное направление в творчестве – разработка татарской и общетюркской темы. Техника написания картин – «брызгизм».
К числу известных работ смело можно отнести картины «Татарская Джоконда», «Портрет Михайлова», «Портрет Гамовой», «Татарский чай». Серия картин «Алга! Легенды спорта» приобретена в постоянную экспозицию Набережночелнинской картинной галереи. Серия картин «Люди труда» приобретена в постоянную экспозицию Национального музея РТ.
Совсем недавно художник устроил турне со своими картинами по городам Казахстана: Астана, Петропавловск и Семей. Через соцсети автор находил заинтересовавшихся людей и договаривался о проведении выставок. Это важный знак о том, что мастера начнут узнавать за пределами России, а его мечта стать самый известным художником Татарстана близка к воплощению в реальность.
Как Казань заполонили граффити в точку
Многие жители города постоянно натыкаются на причудливые работы из точек, которые можно обнаружить на остановках, стенах домов и гаражей, а снизу под ними увидеть подпись автора «Bozik». Для обывателя это просто граффити, но за ними стоит известный автор Дамир Бозик. Большое количество его муралов можно найти на Ямале, в Альметьевске, Астане, Невинномысске, Судаке, Ханты-Мансийске и Екатеринбурге.
Уникальной особенностью при создании работ Дамира является использование древней аборигенской техники рисования точками. Старая технология с новыми красками дали поистине уникальный результат, придав узнаваемый авторский стиль граффити. Со стороны можно легко распознать одного автора в нескольких картинах.
На национальные темы также можно обнаружить волшебные по красоте муралы, как, например, портрет великого татарского писателя Габдуллы Тукая на доме по адресу Татарстана, 64. Еще одна яркая работа – «Дух барса», нарисованная на опорной конструкции моста «Миллениум» в рамках городского Дня Молодежи, прошедшего в экстрим-парке Урам.
Творческая деятельность Дамира не ограничивается граффити: автор продает свои карты на холсте, разрабатывает логотипы и леттеринг на заказ. Бозика активно приглашают на различные российские граффити-фестивали. В 2017 году он принял участие в фесте «Aqua Urbana», состоявшийся в голландском Эйндховене.
«Шурале по моей версии обитают под платформой метро на станции площадь Тукая»
Множество авторов остается в тени больших звезд, но они выполняют огромную работу по продвижению национальной культуры. Одной из таких активисток можно считать художницу и создательницу иллюстраций Лилию Косолапову. «В основном работаю в области графики, также рисую комиксы, делаю зины (малотиражные независимые авторские издания). Меня интересует скетчинг и я провожу в соорганизаторстве скетч-втреч в Казани. Меня интересует татарская национальная тема с точки зрения осознания и исследования собственной идентичности. Я пытаюсь через визуальные образы понять, как татарская культура проникает в наш быт и отражается в обычной жизни каждого человека. Например, у меня есть комиксы на татарском языке. Я участвовала как художница комикса, а также курировала несколько проектов с работами на татарском», - рассказывает Косолопова.
По ее словам, один из проектов – календарь с динозаврами, которые говорят на татарском – возник благодаря моим детям. «Им нравятся динозавры, и мы с мужем подумали, что нет ни одной книжки на татарском, в которой были бы динозавры. И вот я сделала иллюстрации, которые помогают выучить некоторые татарские слова наподобие виммель-буха, - делится художница.
Другая серия иллюстраций отражает мои размышления на тему того, где могли бы жить популярные герои татарских сказок в современной Казани. Так су-анасы естественно поселилась в водах озера Кабан, Зиланты спрятались в облаках над аэропортом, а Шурале по моей версии обитают под платформой метро на станции площадь Тукая».
«К сожалению, авторы часто вынуждены идти на компромиссы, потому что должны зарабатывать»
Всегда интересно рассматривать художественное искусство через критическую призму профессионалов. Своим мнением о текущей обстановке в мире прекрасного на территории Татарстана поделилась главный научный сотрудник Государственного музея изобразительных искусств РТ Дина Ахметова.
«Художники Татарстана, в целом, двигаются в том же направлении, что и их коллеги по всей стране. Есть немало профессионалов. Есть свои успехи, авторы часто выставляются в других регионах в больших проектах Союзов художников, участвуют в «Арт-ярмарках», но зачастую такая деятельность все равно оставляет наших творцов на позициях локальных мастеров, известных только у себя на родине.
За последние годы что-то сдвинулось, но, на мой взгляд, благодаря самоорганизации. Возросла роль художников, не входящих в Союзы, поскольку Союзы мало чем могут помочь художникам, и их деятельность часто зависит от собственной инициативы и денег.
Чтобы хоть как-то стать известными на федеральном уровне, художникам необходимо предложить какие-то оригинальные творческие идеи. Зачастую от национальных регионов ждут какой-то этнической повестки, и, казалось бы, наши ребята предлагают немало произведений на национальные темы, но их изобразительный язык очень традиционен, в русле академического искусства, не выражающего тематику визуально, в соответствии с искусством Востока (например), или конфессиональным искусством.
Таким образом, содержание не соответствует форме, поэтому искусство выглядит не органично, не актуально, не привлекает чем-то интересным, а ведь в России много хороших художников и конкуренция большая. Для многих в порядке вещей создавать традиционные пейзажи с мечетью (условно говоря), которые хорошо продаются, дарятся, но такие работы не делают погоды в искусстве. К сожалению, авторы часто вынуждены идти на компромиссы, потому что должны зарабатывать», – поделилась мнением Ахметова.
Проблемы в национальном искусстве подмечают и профессионалы. Не только национальное, но и вообще все местное искусство страдает от отсутствия регионального арт-рынка. Нет коллекционеров, работы некоторых местных художников приобретаются, но только московскими или коллекционерами из других регионов (например, Уфы), но никак не местными.
В 90-х годах прошлого века татарстанские художники были вполне востребованы и на местном уровне, даже создавались коллекции, хорошие собрания есть в музее ИЗО или Музейном комплексе г. Казани (бывший НКЦ). Но в нулевые годы эта тенденция затормозилась.
Интересно, что в Уфе местное художественное сообщество вполне консолидировано и поддерживает друг друга, художники общаются. Начали общаться в основном молодые художники, не состоящие в союзах художников, получилась, во многом, самоорганизация местного сообщества художественной молодежи.
Из этой среды выходят кураторы выставок, еще и проекты создаются. В прошлом году молодежь участвовала в групповой выставке в одной из крупнейших российских галерей «Триумф» в Москве, в этом году эта выставка показывается в Нижнем Новгороде. Думаю, что эти события могут называться важными для дальнейшего развития местного сообщества».
В подобных условиях очень важно помогать татарстанским художникам: «Нашим художникам нужно, как минимум, внимание государства, более активные закупки Минкульта для музеев. Государство могло бы помогать организовывать выставки за пределами республики, с целью пропаганды нашего искусства (чтобы авторы не были предоставлены сами себе, особенно если они члены Союзов художников, также как музыканты и театры выезжают на гастроли за счет госбюджета).
Важна и инициатива местных коллекционеров и частных галерей. Кто, как не местные силы должны поддерживать своих художников. Знаю, что за последнее время некоторые частные галереи усилили свое присутствие на арт-рынке, в том числе, и внешнем. Например, галерея «Бизон» пока первая и единственная галерея в Татарстане, вошедшая в Ассоциацию галерей России, очень значимую институцию для арт-рынка страны.
Последние годы активно занимаются молодыми художниками Казани ЦСК «Смена», которая также обменивается выставками с другими регионами (Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург). Тем более, что для «Смены» всегда был важен краеведческий акцент выставочной деятельности. Имеет свой положительный опыт галерея Веры Беловой.
Пока трудно сказать, во что это выльется, появились ли значимые имена. Но уже сейчас можно назвать несколько художников, которые востребованы музеями и коллекционерами, известны уже за пределами республики: Альфрид Шаймарданов, Рамин Нафиков, Ренат Ахметов, Альфия Ильясова, Ильгизар Хасанов, Ленар Ахметов, молодая художница Зухра Салахова (вышивка и объекты), Alesha и некоторые другие», – такое видение поддержки у Дины Ахметовой.
Как «Миллиард.Татар» продвигает свои художественные проекты
Параллельно большое количество проектов реализует издание «Миллиард.Татар». Только лишь для телеграма было выпущено четыре набора стикеров с национальными темами: «Коты казанские Ал-барыс и Мырау-бай»,«Хан-Барыс», «Знаменитые татары» и «Татарские символы 2023 года». Все они затрагивают темы, о которых регулярно выходят тексты.
Ближе к концу декабря в Институте истории имени Шигабутдина Марджани на церемонии награждения рейтинга «Татары года» были презентованы тематические календари с портретами правителей Казанского ханства. В ней изображены все правители от Улуг-Мухаммада до Ядыгара-Мухаммеда.
Всего можно увидеть порядка 16 правителей Казанского ханства с именами и датами правления. Также на них присутствует генеалогическая схема и цветовая маркировка династии, из которой происходят правитель.
Подробнее: https://milliard.tatar/news/mastera-kisti-kursora-i-balloncika-kto-seicas-tvorit-iskusstvo-v-tatarstane-5271