В жизни родителей присутствует постоянно драйв жизни - часто случаются сюрпризы в поведении ребенка. Нередко дети ведут себя так,как мы не ожидаем и не планируем. Чувство потери контроля над ситуацией выводит нас из равновесия.
Это неожиданное поведение детей вызывает у родителей чувство беспомощности, растерянности или бурные эмоции в ответ, с которыми мы сами не всегда можем справится.
Важно знать, что нет единого рецепта реагирования на проблему поведения детей. В арсенале родителей должны быть разные приемы реагирования. А также понимание, что в конкретной ситуации может придется искать и совершенно новый способ решения проблемы. Способность так реагировать называется гибкостью мышления - так называемый soft skills (в переводе с английского "мягкие навыки").
Soft skills - это сплав эмоционального и социального интеллекта, а также способности нестандартно мыслить.
К сожалению, даже далеко не у всех взрослых хорошо развиты soft skills. Поскольку наша система образования и воспитания не уделяет этому должного внимания. Получается, что родителям нужно развивать гибкость мышления с появлением ребенка, иначе будет очень тяжело решать часто возникающие проблемы.
Давайте разберем как работает гибкость мышления на примере детских истерик.
У ребенка 2-4 лет истерика может случиться в абсолютно любом месте. Родителям нужно быстро проанализировать ситуацию и понять, как будет лучше среагировать в ситуации (подождать, отвлечь внимание, не доводить ситуацию до бурной истерики или что-другое).
Истерика для ребенка 2-4 лет - естественный этап взросления, когда ожидания сильно расходятся с реальностью.
Во-первых, мы можем знать, что ожидания могут быть такими и заранее предупредить истерику. Например, не ходить с ребенком в магазин игрушек совсем или заранее договорится, что купим только 1 игрушку.
Если истерика уже случилась, то самим родителям важно совладать со своими эмоциями и включить свое мышление. Если ребенок не идет на контакт, то подождать, быть рядом.
В общественном месте можно использовать широкий арсенал техник для отвлечения внимания ребенка. Но даже если они не помогают, то тоже не впадать в панику и переждать ситуацию.
С ребенком в возрасте 4-5 лет можно попробовать и договорится. Предложить ему какую-то альтернативу тому, что невозможно в данный момент.
Может случится, что ваш часто используемый прием не помогает сейчас, хотя в другой жизненной ситуации работал. Ничего страшного, возвращайтесь в позицию своего внутреннего взрослого и спрашивайте себя - что я могу сделать при данных обстоятельствах? Как я могу найти решение, чтобы проблема была не такой острой, либо она полностью исчезла? Как я могу облегчить свое состояние и ребенка?
Где бы не случилась проблемная ситуация с ребенком самое главное - это не бояться потерять пресловутый контроль, остаться в равновесии и принять эмоции ребенка, найти способ помочь ему быстрее справится со своим переживанием.
Если у вас не получается использовать навыки гибкого мышления, то обязательно начинайте развивать их сейчас.
Автор: Ходос Юлия Викторовна
Психолог, Семейный Детский психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru