«Новая Сибирь» сравнила поведение новосибирцев на выборах президента с поведением других россиян: у нас Даванков победил Харитонова
В этом году выборы президента России, как все последние 25 лет, имели только две интриги: сколько процентов наберет победитель на этот раз и как распределятся остальные места? В том, кто будет победителем, никакой интриги не было.
Впрочем, одна новелла нынешних выборов привлекла интерес голосующей публики – дистанционное электронное голосование (ДЭГ). О том, насколько это прогрессивно, споры идут до сих пор. ДЭГ практикуют в таких разных странах, как США, Объединенные Арабские Эмираты, Индия, Филиппины и Зимбабве. В то же время его нет, например, в Канаде, Японии, большинстве стран Европы, причем отказываются от него вполне осознанно. Не потому, что хотят сэкономить, а потому что не доверяют.
Так или иначе, но очевидно, что система пока не отлажена, поэтому возможны технические сбои. В Новосибирске, например, достоянием широкой публики стал случай, когда человек не смог воспользоваться правом на ДЭГ и рассказал о своей неудаче прессе.
Гражданин заранее зарегистрировался на портале vybory.gov.ru, чтобы принять участие в выборах президента России дистанционно, так как проживает в Новосибирске, но имеет сельскую регистрацию. При попытке проголосовать на экране смартфона он увидел сообщение об ошибке. Устранить ее не удалось даже после многочисленных звонков в службу поддержки. А вот жена неудачника проголосовала спокойно, рассказали герои истории «Прецеденту».
Что это был за глюк, пока непонятно, но, надо полагать, с такой проблемой столкнулся не только этот новосибирец. Однако все они оказались в меньшинстве: облизбирком сообщил, что дистанционно проголосовали 224 584 избирателя, или 93 процента из тех, кто зарегистрировался в системе ДЭГ.
Всего же в выборах приняли участие 1 392 596 жителей Новосибирской области, что обеспечило итоговую явку в 63,19 процента. Отметим, что это лучший результат за последние 20 лет (как и во всей России). И если произвести простейшие арифметические действия, получится, что прирост обеспечила именно дистанционка.
Как же распределилось все это богатство между кандидатами в нашем регионе и по стране в целом?
Бывший-нынешний-будущий президент России Владимир Путин победил уже в пятый раз, начиная с 2000 года. Почти подряд – с санкционированным самим же Путиным перерывом на Дмитрия Медведева. Требования Конституции были таковы, что Путину пришлось найти формального местоблюстителя, как в свое время сделал Иван Грозный, назначив таковым Симеона Бекбулатовича — правда, совсем по другой причине. После каденции Медведева досадное для Путина законодательное недоразумение устранили.
Путин неизменно побеждает в первом туре. Наихудший его результат за все время – 53 процента – был в дебютном 2000 году, наилучший – 87 процентов – в этот раз. В Новосибирской области «фронды» хватило лишь на три процента отклонения от этого показателя – здесь у Путина почти 84 процента голосов и 1 166 606 избирателей.
Остальные кандидаты как обычно действовали по принципу «Не догоню, так хоть согреюсь».
Кандидатом от КПРФ на этот раз был не лидер партии Геннадий Зюганов, а наш земляк Николай Харитонов. Николай Михайлович уже имеет опыт участия в президентских выборах: в 2004 году он «подменял» лидера КПРФ в избирательном бюллетене. Тогда сибирский аграрий собрал небольшой урожай — 13 процентов голосов. Но в этом году случился совсем уж «голодомор» — 4,31 процента. Причем земляки мало чем помогли аграрию: в НСО у Харитонова 4,6 процента.
Но такое огорчение еще можно было бы как-то пережить. Однако случилось кое-что похуже… В самой Новосибирской области даже эти 4,6 процента не смогли обеспечить Харитонову второе место. Его занял кандидат от партии «Новые люди» Владислав Даванков – в регионе за него проголосовали 6,4 процента, тогда как в среднем по России только 3,85.
Ну и, наконец, ЛДПР… Здесь новосибирские и общероссийские результаты мало отличаются друг от друга. Леонид Слуцкий собрал в целом по стране 3,2 процента, у нас в области – 3,06.
Тут многие скажут: Слуцкий – не чета покойному Жириновскому, на чьей харизме партия добивалась успеха, и будут иметь в виду яркий взлет ЛДПР в 1993 году, когда партия получила на выборах в Государственную думу почти четверть голосов избирателей. Но такие аналитики забывают, что больше таких успехов у ЛДПР не было, а сам Жириновский на президентских выборах никогда не набирал больше 10 процентов. В 2000 году он и вовсе получил всего 2,7 процента. То есть проиграл бы и нынешнему Слуцкому.
В целом результат выборов можно охарактеризовать перефразом реплики из одного очень известного фильма: «Путин вернулся к своим избирателям, и в России опять полный порядок».
Алексей САЛЬНИКОВ, «Новая Сибирь»