Авиационная промышленность является одной из ключевых отраслей экономики любой страны. В России функционирует множество авиационных заводов, выпускающих самолеты и вертолеты различных типов. Мы уже писали о судьбе Саратовского авиазавода, сегодня же рассмотрим историю и состояние Казанского авиационного завода имени С.П. Горбунова (КАЗ).
История создания Казанского авиазавода берет свое начало в 1932 году, в период строительства “Казмашстрой”. В 1934-1936 годы была создана целая серия уникальных самолетов, среди которых 6-двигательный АНТ-20бис, экспериментальный КАИ-1 и мощные бомбардировщики типа ДБ-А. На этих самолетах установили ряд рекордов по скорости, высоте полета и грузоподъемности!
В 1937 году предприятие приступило к подготовке выпуска первого советского скоростного бомбардировщика Пе-8. Несколько лет спустя началась его серийная сборка, именно эти машины использовались для бомбардировок Берлина в 1941 году, а также для выполнения дальних перелетов, например, доставки советских дипломатов в США в 1942-м. К моменту начала Великой Отечественной завод уже освоил выпуск бомбардировщика Пе-2, с темпом сборки до 10-12 машин в сутки, а всего произвели более 10 000.
После войны предприятие перешло к освоению дальних тяжелых бомбардировщиков Ту-4 и их серийному выпуску. В 1952 сборка этой модели была прекращена (всего выпущено около 650 единиц), и началось освоение реактивных дальних ракетоносцев Ту-16, с множеством усовершенствований и модификаций. Всего было создано 790 самолетов более 10 модификаций, включая пассажирский Ту-104В, поставлявшийся в Китай, Индонезию, Египет и Ирак. Выпуск Ту-16 был завершен в 1963.
С 1957 по 1962 годы, предприятие провело масштабную модернизацию, увеличив производственные мощности, за счет нового оборудования. Это позволило значительно ускорить разработку сверхзвукового дальнего бомбардировщика Ту-22. С этой целью, даже построили специальную взлетно-посадочную полосу! В 1962 году новый самолет был принят на вооружение и начался его серийный выпуск, количество выпущенных единиц превысило 300, часть которых была поставлена в Ирак и Ливию.
После было налажено серийное создание дальнемагистральных Ил-62. К концу 1994 г. общий объем выпущенной продукции составил 278 экземпляров, которые поставлялись в девять стран.
В 1978 году завод получил название - Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова (КАПО).
С начала 1980-х годов на заводе началось производство самого крупного на тот момент военного самолета - сверхзвукового стратегического бомбардировщика Ту-160. Для этого потребовалось значительное увеличение производственных мощностей предприятия и обновление его оснащения. К 1992 году было выпущено уже 27 единиц данной авиатехники. Но в конце 1980-х завод столкнулся с серьезным кризисом в сфере авиастроения, что отразилось на экономике. Несмотря на это, выпуск техники на предприятии не прекращался, хотя и происходил в существенно меньших объемах.
С начала 90-х КАПО стало выпускать авиационную технику по индивидуальным проектам. На предприятии также стали проводиться работы по ремонту и техническому обслуживанию ранее выпущенных самолетов, был увеличен выпуск пассажирских самолетов. Так, в середине 1990-х гг. на заводе стартовало серийное производство Ту-214.
В июне 2014 года КАПО переименовано в Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова — филиал ОАО «Туполев».
За годы своего существования КАЗ выпустил 22 типа и модификации техники в количестве более 20 тысяч штук! А в наши дни КАЗ сотрудничает с около 600 российскими и зарубежными компаниями. Ежегодно на заводе выпускают 1-3 самолета Ту-214, также осуществляется обслуживание и ремонт Ту-160. По заказу Министерства обороны РФ, начиная с апреля 2015 года, возобновлено производство этих самолетов. Сейчас, в 2024 году, идет масштабная модернизация авиационного завода!