«Отец» сурвайвал-хорроров вернулся достойно, пусть и не без огрехов. Проект удачно совмещает классические элементы жанра и современные механики, но местами шероховат
Alone in the Dark — франшиза сложной судьбы. С одной стороны, она стояла у истоков жанра survival horror и заложила в него элементы, которые теперь считаются классикой. Также именно она повлияла на Синдзи Миками и убедила его сделать оригинальную Resident Evil с фиксированной камерой, а не видом от первого лица. С другой стороны, серия угасла еще в начале века, а попытка воскресить ее в 2008-м не увенчалась успехом (про Illumination 2015-го давайте не вспоминать).
Возвращать франшизе величие взялись THQ Nordic и студия Pieces Interactive, известная по Magicka 2. Вдохновившись успехами Capcom на поприще ремейков Resident Evil, компании разработали нетипичный для сегодняшнего рынка продукт — классический сурвайвал-хоррор с видом от третьего лица. Не такой, как у японцев, с упором на экшен и зрелищность, а как в девяностых — медленный, с гнетущей атмосферой и больше ориентированный на исследование и головоломки, чем на бои. Сейчас выпускать такое позволяют себе разве что инди-разработчики, но никак не крупные издатели.
Новая Alone in the Dark — это вольное переосмысление одноименной игры 1992 года. Как и в оригинале, события разворачиваются в луизианском поместье Дерсето — местечке с богатой и одновременно таинственной историей, связанной с оккультизмом и загадочными ритуалами. К моменту начала игры, в 1930-х годах, здесь находится больница для душевнобольных из новоорлеанской элиты.
Цепочка событий запускается, когда аристократка Эмили Хартвуд получает письмо от находящегося в психушке дяди. В нем мужчина просит племянницу держаться подальше от этого проклятого места, все обитатели которого втянуты в «дурацкий культ». Как и подобает, предупреждение срабатывает с точностью до наоборот, и вот Эмили в компании частного детектива Эдварда Карнби мчится вызволять родственника из столь жуткого заведения. За кого проходить кампанию, выбирает игрок.
Геймплейно Alone in the Dark — настоящая отрада для давних фанатов жанра, истосковавшихся по классическим сурвайвал-хоррорам. Основной упор в игре сделан не на экшен и поединки с монстрами (хотя это тоже есть), а на неспешное исследование локаций, сбор различных предметов и решение головоломок. Загадки при этом тоже из девяностых — такие, где нужно сопоставлять тексты из дневников и записок с непонятными на первый взгляд штуковинами, что-то в них вертеть и переставлять. Реализовано всё вполне логично, и авторы не перегибают палку со сложностью. Подсказки запрятаны так, чтобы пользователю не пришлось бегать по всему особняку и пытаться соединять, казалось бы, совсем не связанные друг с другом вещи, чем иногда грешили старенькие квесты. Особый ностальгический восторг возникает, когда бессознательно тянешься за блокнотом и ручкой, выписываешь в них какие-то цифры и символы и решаешь головоломку уже не в игре, а по старинке на бумаге, как когда-то в детстве.
Впрочем, о геймерах помоложе, не привыкших к олдскульному хардкору, разработчики тоже позаботились. В настройках можно включить дополнительные подсказки — порой такие, что даже думать не придется. И всё же мы советуем хотя бы попробовать поиграть в классическом режиме — ужастиков, где не надо шевелить мозгами, и так хватает.
Alone in the Dark кажется не особо страшной. Вопреки названию, разработчики часто помещают игрока в светлые локации, вдобавок здесь нет скримеров, извращенно уродливых монстров или развешанных на каждом углу кишок. Это хоррор скорее психологический, вызывающий не столько чувство страха, сколько дискомфорт, тревогу, напряжение от неизвестности. В любой момент нас может вырвать из привычной реальности и перенести куда-то еще. Вот ты бежишь по особняку, открываешь дверь, а оказываешься в незнакомом месте. Оборачиваешься, и всё приходит в норму. Реально ли это или персонаж постепенно сходит с ума?
И всё это безумие приправлено шармом южной готики тридцатых годов. Старинные автомобили, фетровые шляпы, курящая красотка в элегантном платье и играющий на фоне джаз. Периодически кажется, что ты проходишь нуарный детектив, а не хоррор на выживание. А еще прибавьте к этому специфическую атмосферу штата Луизиана с его аллигаторами и байю (заболоченными берегами). Вспомните Сен-Дени и его окрестности из Red Dead Redemption 2 — вот примерно в таких декорациях, только более мрачных, пройдет часть игры.
Разумеется, героям придется не только бродить по локациям и решать головоломки, но и сражаться с чудовищами. И здесь разработчики всё же отходят от канонов сурвайвал-хорроров с их «танковым» управлением и неудобным прицеливанием. В Alone in the Dark всё вполне современно и привычно: камера из-за плеча, стрельба на ходу, кнопка для уклонения и периодические QTE. Тут даже стелс есть, хотя и для галочки. На максимальной сложности, где каждый патрон на вес золота, бой условно выглядит так. Бросил во врага валявшийся на земле кирпич, подбежал и стукнул его пару раз веслом — оно после этого разлетелось в щепки. Отскочил, огляделся, увидел бутылку, швырнул ее в монстра и выстрелил — тот загорелся и умер.
Иногда схватки выходят действительно динамичными, но всё же в них чувствуется некая неуклюжесть. Атаки в ближнем бою порой выглядят странно, а при выстреле чуть ли не в упор можно промахнуться. Сами враги не то чтобы оригинальны и интересны — как в плане дизайнов, так и поведения. Разумом их темные силы тоже обделили — противники могут столпиться внизу у лестницы и не догадаться по ней подняться, в то время как ты беспрепятственно закидываешь их камнями или расстреливаешь. Босс в игре и вовсе только один — убивается не особо хитро.
К еще одному недостатку Alone in the Dark можно отнести слабую реиграбельность. Как и в оригинале, ремейк предлагает две кампании — за Эдварда и за Эмили. Увы, отличаются они лишь кат-сценами да единственным моментом, который рассказывает о прошлом героев (у каждого своя локация). Во всём остальном геймплей полностью идентичен — как в плане головоломок, так и боевки. Так, сильная и независимая Эмили Хартвуд размахивает тяжеленным молотом ничуть не хуже спутника-детектива. Да и во всём остальном ощущается так же, словно разработчики просто поменяли модельке скин. Скажем, в Alone in the Dark: The New Nightmare 2001 года кампания за Эдварда в основном была сосредоточена на сражениях, в то время как более хрупкая девушка Алин преимущественно решала головоломки и старалась не лезть на рожон.
Авторы новой Alone in the Dark вернулись к корням — сюжетно, геймплейно, идеологически. Они не просто сделали переосмысление первой части 1992 года, они умело передали дух и механики тех самых классических хорроров девяностых — с огромным особняком, головоломками и ограниченным боезапасом. Уже только за это разработчиков хочется носить на руках и советовать игру всем давним фанатам жанра. Та же Capcom в ремейках Resident Evil делает ставку на зрелищность и экшен, а здесь — тот самый тягучий, местами неспешный и давящий на психику геймплей из детства.
Впрочем, это если смотреть с позиции олдфага, выросшего на хоррорах 90-х. Современный же геймер обнаружит не особо страшную игру, которая вряд ли поразит его графикой и геймплеем. Тем не менее проект способен увлечь другим — стилистикой тридцатых годов, атмосферой южной готики и актерской игрой. Джоди Комер и Дэвид Харбор сумели отлично передать эмоции и состояния героев, сомневающихся в собственной вменяемости.
Оценка: 7.5/10