На Международной выставке туризма и индустрии гостеприимства (MITT) в Москве состоялась премьера предсерийного микроавтобуса «Соболь NN» с системой полного привода.
Новинку представила компания СТТ, дистрибутор коммерческих машин. Микроавтобус отличается наличием системы полного привода по схеме «парт-тайм» — с жестко подключаемым передним мостом, понижающей передачей и блокировками межколесного дифференциала. Отмечается, что раздаточная коробка является новой отечественной разработкой.
«Соболь NN» оснащен 2,5-литровым турбодизелем, который работает с 6-ступенчатой механической трансмиссией. Помимо «дорожной» версии All-Road готовится экстремальная Off-Road, которая отличается силовыми бамперами, шноркелем и прочими аксессуарами.
У представленного на выставке микроавтобуса шестиместный салон, все сиденья имеют индивидуальные регулировки. При демонтированных креслах объем багажного отсека составляет более пяти кубических метров. Покупатель может заказать консоль со встроенными холодильником, беспроводной зарядкой, откидным столиком и подстаканниками. Полноприводные «Соболи» нового поколения NN должны выйти на рынок до конца этого года.
Сейчас «Соболь» 4x4. Это крепкая, простая и устаревшая машина. Спереди и сзади у нее — неразрезные мосты и зависимые подвески на листовых рессорах. Полный привод — типа part-time с жестким подключением передка. Кузов — от «Соболя» Бизнес, который корнями уходит к модели образца 1998 года. На выходе — продукт узкой ниши, востребованный в основном корпоративными клиентами и любителями экстремальных вылазок на природу (рыбаки, охотники). В настоящее время эту машину оснащают только бензиновым мотором УМЗ Evotech 2.7 (107 л.с.). Некогда массовый вариант с турбодизелем Cummins ISF (2,8 л, 120 л.с.) по понятным причинам сошел со сцены еще в 2022-м. Покупают нынешний «Соболь» 4x4 в качестве единственного семейного автомобиля немногие.
Кузов, дизайн, салон.
Прототип «Соболя» NN 4WD выполнен в конфигурации «фургон-комби», здесь двухрядная семиместная компоновка салона со схемой 3+4 (переднее пассажирское кресло сдвоенное). Заводской индекс такого исполнения — ГАЗ А32A12.
Несущая рама и кузов полностью унифицированы с заднеприводным «Соболем» NN, который серийно производят с конца 2022-го.
В салоне намного свободнее по ширине, чем у старого «Соболя» — спасибо близким к вертикали (в сечении) стойкам кузова. Посадка на передние сиденья проще, чем у предшественника, поскольку дверной проем сделан более широким, а сама кабина чуть смещена назад относительно передней оси.
Вообще напомним, что семейство NN по кузову глубоко унифицировано с ГАЗелями Next — каркас и большая часть наружных элементов взяты от нее. При этом NN имеет собственное оперение — с более детализированным стайлингом. Здесь объемная панель капота, сложная пластика бампера и собственные блок-фары. Привлекает внимание продольная подштамповка на капоте — явная отсылка к легендарным легковушкам ГАЗа 50-х годов (ГАЗ-21, ГАЗ-12) или даже к несостоявшейся «Волге» ГАЗ-3111 конца 90-х. Разумеется, «Соболь» NN в цельнометаллических кузовах короче «однокоренных» ГАЗелей, то есть видовые панели у него в основном оригинальные.
Эффектные блок-фары производит белорусский завод «Руденск», они полностью на светодиодах. Такая роскошь кажется избыточной для легкого коммерческого автомобиля — можно было обойтись и традиционными «галогенками». Но на ГАЗе говорят, что предлагать одновременно и светодиодные, и галогеновые фары экономически нецелесообразно: им нужно повышать тиражность LED-светотехники — чтобы снижать ее себестоимость. Впрочем, эти фары все равно дорогие, в виде запчасти стоят не менее 30 тысяч за штуку (лучше не попадать даже в мелкие ДТП). При этом их световые элементы рассчитаны на весь срок службы автомобиля, то есть лампы не требуют замены.
Передняя панель салона у семейства NN — полностью оригинальная. Формообразованием со скруглениями и качеством материалов она тяготеет к уровню хороших легковых автомобилей. Весь салонный пластик — типа «soft look», то есть он жесткий, но внешним видом и текстурой не отличается от дорогого вспененного материала.
Между водительским и передним пассажирским сиденьем небольшое свободное пространство. Как этого добились? Убрали с центрального тоннеля рычаг КП, стояночный тормоз и управление «раздаткой». «Ручник» стал электромеханическим и примостился справа внизу от рулевой колонки. Рычаг КП обзавелся тросиковым приводом и смонтирован на центральной консоли. Управление «раздаткой» также отныне осуществляется по проводам, при помощи шайбы вверху от рычага КП.
Кузов, за вычетом крыши, отштампован из оцинкованной стали. Заводская гарантия от сквозной коррозии — 12 лет.
В варианте «комби» объем грузового отсека составляет 5,1 куб. м. Во всех комплектациях на полу — проушины для крепления поклажи. За доплату предложат дополнительные съемные проушины на боковинах. Их расположение можно регулировать, поскольку они закреплены на салазках.
Шасси и агрегаты.
Все семейство ГАЗелей и «Соболей» NN в базовой конфигурации оснащается новым турбодизелем G-серии. Он создан на основе китайского агрегата Foton Aucan 2.5, который, в свою очередь, был разработан при участии инжиниринговых фирм FEV (Германия) и Ricardo (Британия). Блок цилиндров у G-серии — чугунный, головка блока — алюминиевая. Конструкция адаптирована под российские условия. Производство и блока, и его головки локализуется на ГАЗе, от литья до мехобработки.
Мощность мотора — 149 л.с. (чтобы попасть в выгодную по налогам и страховкам категорию «до 150»), крутящий момент в стандартной версии — 330 Нм, в варианте «покруче» — до 420 Нм.
Новый турбодизель ГАЗ G-серии легче, тише и тяговитее массово использовавшихся в ГАЗелях и «Соболях» Cummins ISF 2.8. Обратите внимание, что рамка передка у «Соболя» NN, как и у всех ГАЗелей Next / NN, сделана композитной и крепится болтами. Это значительно упрощает ремонт автомобиля, поскольку рамка легко демонтируется.
На полноприводные «Соболи» будут устанавливать только вторую модификацию. Она сочетается с 6-ступенчатой механической коробкой передач ГАЗ.
Двигатель выполнен с двумя распредвалами и ременным приводом ГРМ. Замена ремня не будет проблематичной, поскольку он смонтирован в передней части мотора. Здесь уместно вспомнить, что прежде основной для легких коммерческих автомобилей ГАЗ турбодизель Cummins ISF 2.8 имеет один распредвал с системой траверсов на 16 клапанов и цепной привод ГРМ. Причем цепь расположена в задней части, то есть для ее замены нужно демонтировать двигатель с автомобиля.
Принципиальная схема полного привода прежняя — типа part-time, с жестким подключением «передка», — но раздаточная коробка полностью новая. В ней прямая передача на задний мост (передаточное число — 1,0) и планетарный понижающий редуктор. Передаточное число «понижайки» — 2,82 (для сравнения, у УАЗа Патриот — 1,94). Вкупе с высоким передаточным числом первой ступени (5,065) получается арсенал для экстремального бездорожья.
В стандартной комплектации «Соболя» NN 4WD — блокировка заднего дифференциала, в качестве опции планируется еще и блокировка переднего.
Шасси «Соболя» NN 4WD, обратите внимание на независимую переднюю подвеску с коваными рычагами. Даже серьезные внедорожники типа Haval H9 и Toyota Land Cruiser Prado J150 обходятся менее прочными штампованными рычагами.
Передняя подвеска «Соболя» NN 4WD выполнена пружинной независимой. Рычаги здесь особо прочные, кованые. Конструкция собрана на подрамнике.
У прежнего полноприводного «Соболя» поперечная рулевая тяга была установлена перед передним мостом — как следствие, при неосторожном заезде по бездорожью первой страдала именно она. В новом полноприводном «Соболе» эта уязвимость исключена. Во-первых, рулевой механизм реечный, во-вторых, установлен за передней осью.
Задний мост — типа «малый спайсер», унифицирован с моноприводным собратом. Он подвешен на трехлистовых рессорах, которые также аналогичны тем, что у «Соболя» NN 2WD, но амортизаторы у 4WD — собственные. Дорожный просвет достигает 215 мм.
В стандартную комплектацию модели входит стальная защита поддона картера.
Еще одна особенность нового внедорожного «Соболя» — в задней части появились штатные места под буксировочный крюк. Соответствующий брус своими креплениями связан с лонжеронами рамы. На старом полноприводном «Соболе» буксировочный трос полагалось цеплять за стремянку рессоры, что неудобно.
Тормозная система выполнена с дисковыми механизмами на всех четырех колесах.
В движении.
Ознакомительная поездка выдалась короткой, но некоторые выводы из нее можно сделать.
Новый двигатель очень тихий, без традиционного «дизельного» тарахтения. Находясь в салоне, заведенный мотор слышишь лишь едва, словно под капотом бензиновый агрегат. Уровень шума турбодизеля — 69 дБ, при этом по правилам сертификации для новых автомобилей этого класса допустимо до 81 дБ.
Тросиковый механизм рычага КП почти исключает вибрации на нем, переключение четкое, ходы короткие. Вытягивать руку для смены передач нет надобности, поскольку рычаг — прямо под рукой.
Мотор G-серии позволяет трогаться с места со второй передачи. Первая здесь «укороченная».
«Соболь» NN 4WD удивляет параметрами геометрической проходимости. Не задевая бампером, можно легко забраться на крутую «ступеньку» около 30 см высотой. У подвесок очень большие ходы. При диагональном вывешивании все двери легко открываются и закрываются, хотя для рамного автомобиля иметь жесткий на кручение кузов вовсе не обязательно.
Легкими усилиями на руле, педалях, переключателе КП крупный вэн сравним с легковыми автомобилями. При этом безусловным достоинством «Соболя» NN 4WD является огромный запас пространства в салоне.
Представитель пресс-службы ГАЗа рассказал, что кроме базовой версии новинки готовится экспедиционное исполнение off-road, которое будет отличаться шинами с более «зубастым» протектором, силовыми бамперами с площадкой под лебедку, дополнительной силовой защитой агрегатов трансмиссии и, возможно, наличием шноркеля. Весь тюнинг будет сертифицирован в составе автомобиля — и, соответственно, вписан в ПТС.
Заключение.
Продажи машины стартуют «в течение 2024 года». К настоящему моменту уже готова опытно-промышленная партия «Соболей» NN 4WD, собранных не в экспериментальном цехе, а на главном конвейере завода, однако клиентам ее не предложат — это не товарные автомобили. Полноценно серийные машины пойдут по конвейеру чуть позже. Обещают незначительную прибавку в цене относительно заднеприводного собрата, который сейчас стоит от 3,04 млн рублей в бортовом варианте и от 3,12 млн рублей — за цельнометаллический фургон.
Разумеется, кроме исполнения «комби» предложат чисто пассажирский и чисто грузовой варианты. А также модификации с бортовой грузовой платформой.
Нам неведомо, как «Соболь» NN 4WD поведет себя в эксплуатации, но если оценивать по имеющимся вводным и ощущениям от поездки — это не просто замена старому «Соболю» 4x4, это прекрасная альтернатива традиционным рамным внедорожникам. В новом воплощении полноприводный «Соболь» перестал быть «специальным транспортным средством», он теперь является нормальным потребительским автомобилем, который подойдет и частным покупателям — на роль единственной машины в семье.