В истории России было немало случаев, когда близкое базирование кораблей к противнику приводило к потерям. Вот и Черноморский флот оказался в ситуации, когда невозможно без грамотных решений снизить риски поражения морскими беспилотными катерами.
Министр обороны Сергей Шойгу сделал несколько заявлений, связанных с укомплектованием кораблей Черноморского флота новыми средствами обороны. Что это будет за средства и помогут ли решить главную проблему?
Признание ошибок – уже половина дела
Стоит отметить, что Черноморский флот всегда выступал в роли непотопляемого авианосца в водах Черного моря. Но ситуация начала резко меняться, когда противник использовал небольшие и очень опасные БЭКи (безэкипажные катера). После первой атаки уже было понятно, что текущее оснащение боевых судов не позволяет эффективно отражать атаки.
Нужно понимать, что почти два года корабли боролись с морскими дронами фактически подручными средствами. Почему понадобилось столько времени для принятия решений? Наверное, опять сказывается неповоротливость военного ведомства, где на каждое решение уходит по нескольку месяцев. Это вполне известная проблема, о которой не говорили только самые ленивые военные эксперты.
Но и этот механизм удалось сдвинуть с мертвой точки. Сергей Шойгу на днях посетил штаб Черноморского флота, где приказал организовать дополнительные средства обороны кораблей от нападения БПЛА.
Конечно, будет неправильно говорить о том, что до этого решения моряки не сбивали дроны. Скорее наоборот, они пытались отражать атаки, в том числе используя стрелковое оружие, пулеметы и штатные РЛС. Вот только эффективность катеров оказалась выше, чем оборона кораблей.
После нескольких серьезных потрясений было принято решение укомплектовать корабли, а также проводить регулярное обучение личного состава для отражения атак. Опять же, ранее эта работа проводилась, но не всегда успешно.
Касательно исторических примеров, то можно вспомнить налеты немецкой авиации на корабли Черноморского флота в 40-х годах. Тогда никто не использовал морские дроны, но противник фактически уничтожил все основные суда. Были и другие примеры, связанные с ошибками французов. Например, военно-морская база в Бресте (не путать с белорусским Брестом), которая находилась на расстоянии вытянутой руки от противника.
Черноморский флот изначально создавался для борьбы с флотом противника. Вот только реальный враг не имеет собственного флота, а тридцать лет назад никто не планировал воевать с БЭКами.
Какие решения помогут минимизировать потери?
В первую очередь важно понимать, что морские дроны – это не военные корабли. Поэтому штатные РЛС и средства противодействия оказались бесполезны. Еще один интересный момент связан с особенностями применения БЭКов. Если обратить внимание на последние атаки, то окажется, что все они приходились почти на идеальные морские условия – небольшие волны или штиль.
Даже самые крутые дроны могут держаться на курсе при волнении не более 3-4 баллов. Этот факт уже существенно ограничивает сферу применения БЭК, а нам позволяет прогнозировать дни возможных ударов. Чем не превентивные меры?
Секрет эффективности БЭК кроется в их небольших размерах, которые сложно обнаружить в условиях кромешной темноты. При этом они способны нести достаточное количество взрывчатки для уничтожения боевых судов класса «Сергей Котов».
Но и эти морские дроны не являются новой «вундерваффе»:
1. Противник всегда выбирает хорошую погоду с минимальным волнением, чтобы дроны гарантированно доплывали до цели.
2. Удары приходятся на ночное время суток, когда моряки не способны увидеть в темноте силуэт небольшого катера.
Имея эти вводные, мы уже можем составить примерный план противодействия. То есть использование тепловизоров, пулеметных расчетов и более точных РЛС для раннего обнаружения угрозы.
К слову, в штате Черноморского флота не раскрывали подробности будущего оснащения кораблей. Но они и без этого были известны, благо у нас много военных экспертов, которые предлагают вполне разумные решения.
Тепловизоры и пулеметные расчеты
В пример возможного оснащения боевых кораблей защитой от БЭК часто приводят боевые катамараны иранских ВМС. В частности, речь идет о кораблях типа «Шахид Сулеймани», где в каждой скрытой нише находятся пулеметные турели. Причем ставят их в нишах над ватерлинией. Решение простое и надежно защищает суда от нападения со стороны небольших катеров.
Мы же можем пойти дальше, чтобы гарантированно выявлять угрозу на дальнем расстоянии. И да, это установка тепловизоров по периметру корабля. Без таких приборов ни одна РЛС не гарантирует, что моряки смогут обнаруживать БЭК на расстоянии вытянутой руки.
Конечно, я не вправе давать советы, но эти решения кажутся вполне логичными и эффективными. В любом случае практика покажет, смогли ли конструкторы выбрать правильные методы обнаружения и уничтожения морских дронов.