В ГРАУНД Солянке с начала 1-й ГРАУНД Биеннале рекордное количество посетителей — тема «Текстиль в современном искусстве» оказалась невероятно востребованной. Мы продолжаем публиковать интервью с художниками — участниками биеннале.
Роман Шалганов: Как долго ты занимаешься текстильным искусством и что привлекает тебя в этом направлении?
Анна Бат: Осознанно занимаюсь с марта 2015 года, до этого часто имела дело с текстилем, но вспомогательно. Как-то само так сложилось. Шить одежду и вышивать крестиком на уроках труда в школе мне точно не нравилось. С детства делала разное, пробовала материалы в качестве эксперимента, толком не зная свойств, но проверяя на практике, что получится. Вообще это, наверное, самая основная практика — «делать всё из всего». В основном, отталкиваюсь от материала, сначала появляется желание сделать что-то вот из этого и уже потом придумываю, что бы это могло быть и так далее. Вязать научила однажды подруга, которая вязала персонажей из мультфильмов. Мне понравилось залипать в этот процесс. Эта же подруга оставила большой мешок ярких ниток, но я ничего кроме шапок и каких-то человечков не вязала тогда. Был период, когда я каждую неделю вязала новую шапку, потом дарила ее кому-нибудь и вязала новую. Вышивать начала в поезде, хаотично, без схем, как если бы рисовала карандашами — на бумагу и краски как раз не хватает терпения. Что-то вышивать или небольшое шить можно в дороге, в очереди, на пикнике, на диване и так далее, не очень нужна как таковая мастерская, если только это не какой-то масштабный проект, но у меня все работы довольно компактные.
РШ: Ты упомянула о поезде, расскажи, пожалуйста, подробней.
АБ: Несколько лет назад мне удалось совершить путешествие по России на поезде — от Ярославля до Владивостока, причем на таком, своего рода, туристическом, с небольшим числом купе в вагоне и долгими остановками в крупных городах по пути типа Читы и Хабаровска. Тогда я жила в Санкт-Петербурге, у нас был свой небольшой магазин галстуков-бабочек. Мы искали интересные ткани, потом стали покупать паттерны у художников и сами печатали ткани, из обрезков я стала шить игрушки – в общем, у меня всегда с собой было немного цветных обрезков. Несмотря на комфорт купе в почтовом поезде более семи суток ехать достаточно трудно, всё надоедает. И я сшила из имевшихся обрезков ситцевого человечка. Потом вышила на нем очертания скелета. Приехали во Владивосток на 8 марта, был шторм, город посмотреть не удалось — пообещала себе, что вернусь и в августе того же года приехала на месяц и сделала там персональную выставку!
РШ: Любопытная история! Есть ли у тебя какие-то проекты или идеи, над которыми ты работаешь в данный момент?
АБ: Сейчас заканчиваю небольшие текстильные книги, одна с набором визуальных и текстовых цитат из кино, вторая — кружевная с улыбками. Иногда мне попадаются работы, выполненные на винтажных салфетках, и они меня чем-то трогают. В основном это как бы переосмысление личных историй через предметы тоже личные. Захотела попробовать сделать что-то с подобной салфеткой. Купила вчера в секонде. Может и не было у нее ранее владельцев, а может просто хорошо сохранилась. Теперь это будет книга-каталог про улыбки несмотря ни на что. В ходе работы над проектом не обошлось без неожиданностей — люди, присылающие свои улыбки стали рассказывать истории о своем отношении к своим зубам и потом уже улыбке. Поэтому пока неясно про что же в итоге будет эта книжица.
Планирую продолжение комикса про робота Игоря. В планах большой проект, для персональной выставки: хочу воссоздать несколько этапов творчества в моей комнате в старинном доме, в котором жила с первого класса школы до последнего курса университета в городе Омске. Там у меня были потолки почти 6 метров, лепнина, шкаф во всю стену, полная свобода рисовать на стенах и мебели, лепить, клеить, и я всё это делала. Перекраивала кукол, красила коряги, меняла в нише одного шкафа инсталляции. Заклеивала окно и подвешивала вместо люстры кастрюлю с бумажными пончиками, воссоздавала героев из «Пятницы 13» и «Кошмаров на улице Вязов» по рецептам какой-то телепередачи про спецэффекты. Несколько раз приходили призраки. Очень интересный дом и многое мне дал и дает, хотя его уже давно снесли. Это тоже личный проект. Хочу как бы вернуть себе субъектность. Увы, но как бы я не просила, меня не отдавали в художественную школу и ничем не помогали в творчестве, спасибо что не запрещали, конечно. Но в детстве и позже было обидно, когда к родителям приходили гости и они в какой-то момент вели их ко мне в комнату показывать все мои штуки, гордо заявляя: «из любого мусора конфетку сделает». Теперь я хочу воссоздать все самые прикольные артефакты из той комнаты с помощью текстильных объектов, возможно керамики и редимейда и показать это всё уже по своему желанию всем желающим увидеть.
РШ: Какие проекты ты считаешь своими самыми значимыми и почему?
АБ: Коллаборация с брендом одежды R13, потому что вышивкой я тогда занималась только год и мне предложили вышить серию портретов в моем стиле, с полным доверием и свободой: единственное требование касалось размера — 45х30 сантиметров. Мне самой очень нравилось и от бренда была потрясающая обратная связь, я вышивала для них находясь в Омске, Москве, Санкт-Петербурге, Тбилиси и отправляла в Нью-Йорк. Забавно, что потом некоторые из вещей продавались в московском концепт-сторе Leform. Крис Леба, основатель бренда, написал мне: «Неважно в какой точке мира ты находишься, в наше время близкие по духу люди могут создавать что-то вместе несмотря на расстояние». Было это году в 2017, кажется...
Второе — это текстильные книги, как формат. Раньше было так: захочу я сделать портрет и делаю, но потом не совсем понятно, как и где его использовать. А в книгах можно собрать вместе или зашифровать какое-то сообщение, время, эмоции или впечатления. Пока в моих книгах малопонятные, должно быть, со стороны сюжеты, но лично для меня это мощный новый инструмент, чтобы начать уже рассказывать истории, а не только показывать кусочки из них. Работаю над этим.
РШ: А как именно, если не секрет? Как проходит твой творческий процесс? Откуда берешь вдохновение?
АБ: Вдохновение отовсюду: музыка, тень, кусок ткани определенного цвета или фактуры, прогулка, штукатурка, веточка, человек, сон, страшное воспоминание и другие иногда мелочи. Процесс: придумываю и сразу начинаю делать, иногда одновременно сразу несколько работ, потому что мне сложно делать что-то одно подолгу, а так можно переключаться с одной на другую.
В голове как бы уже представляю примерный конечный результат и хочется быстрее его материализовать. Рисую эскиз, в основном для соблюдения некоторых пропорций, подбираю ткани и начинаю работать, под сериалы, подкасты и музыку. «Пока руки заняты, голова свободна», в процессе, конечно, есть разные нюансы, но сама работа успокаивает, позволяет немного отключиться от внешнего мира, у тебя есть конкретная цель и ты контролируешь процесс. Каким будет то, что ты придумал, тоже полностью твоя ответственность.
РШ: Как ты определяешь успех своего творчества? Что для тебя значит быть успешным художником?
АБ: Если понимать под успехом какую-то популярность и узнаваемость, то я не стремлюсь к этому. Конечно, за них в том числе и платят те, кто покупает искусство, ведь недостаточно просто качественно что-то делать. Я это понимаю, но радует отклик от художников и других людей, чью деятельность я ценю. Если же под успехом иметь в виду продажи, то они у меня всегда были. Конечно, нестабильные, волнами: то очень большие, то очень маленькие.
РШ: Какие ценности и идеи ты хочешь донести через свои текстильные работы?
АБ: Специально я ничего не собираюсь доносить, мне кажется, я просто постоянно какие-то личные штуки прорабатываю. Кто-то видит в этом какие-то близкие «миры». Периодически мне пишут об этом и что условно мои «портреты друзей и собачек» помогли пережить кому-то трудные моменты в жизни. Не совсем понимаю, как это работает, но радует, конечно, если кому-то я случайно помогла, препарируя своих тараканов.
РШ: Какие планы и мечты у тебя на будущее в связи с твоим искусством и карьерой художника?
АБ: Хочу спокойно делать то, что у меня классно получается и получать за это достойные деньги.
На 1-й ГРАУНД Биеннале представлены работы 42 художников. И у всех получилось классно! Ждем вас в ГРАУНД Солянке!