Трагедия "Лаконии", приведшая к изменению правил морской войны, описана сотни раз, но постоянно натыкаешься на всё новые подробности.
Кстати, в этих описаниях её постоянно называют лайнером, пассажирским судном - так ли это было на самом деле? Вот "Лакония" в довоенное время:
А вот в военное:
Окраска говорит сама за себя, но дополнительно к январю 1940 года она была оснащена восемью шестидюймовыми и двумя трехдюймовыми орудиями, чтобы использоваться как крейсер для нападения на транспортные суда противника. Таких крейсеров (или рейдеров) было много с обеих сторон. Правда, "Лакония" всё же в основном использовалась как военный транспорт для перевозки войск, а также военнопленных.
Вот снимок с подписью : "Gun drill on the troop ship RMS Laconia during World War II":
"Тренировка орудийного расчёта войскового транспорта "Лакония" во время Второй мировой войны".
Другой снимок: 6-дюймовое орудие "Лакония", март 1942 года:
Так что "Лакония" была вполне законной целью, когда днём 12 сентября 1942 года U 156 корветтен-капитэна Вернера Хартенштайна обнаружила её, идущую зигзагом на скорости в 14 узлов. На снимке Хартенштайн среди своей команды:
Всё дальнейшее, как сказано выше, описано неоднократно. Если совсем кратко, после потопления транспорта немецкие и итальянская подлодки, а также корабли французского правительства Виши занялись спасением более тысячи людей, оказавшихся на поверхности моря, а американские самолёты всё это скопление стали усердно бомбить, несмотря на все попытки немцев донести до них, что это спасательная операция.
Все американские отговорки я склонен отмести, пилоты не могли не видеть, что палубы лодок забиты людьми, а на буксире у них ещё находятся шлюпки со спасёнными.
Подсчитано, что в итоге было спасено 1083 человека, переданных подлодками на французские корабли, 10 доставлены на берег немцами и 20 самостоятельно добрались до Африки на спасательной шлюпке. Однако, оказалось, что это ещё не всё.
А теперь перейдём к воспоминаниям 19-летнего южноафриканца, Тони Ларджа.
Ему "повезло" побывать на двух кораблях, отправившихся на дно в течение полугода. Первым был крейсер HMS Cornwall, куда он попал, поступив добровольцем на британский флот
На этом снимке крейсер во время испытаний после постройки, позже трубы сделали выше.
На пасху 5 апреля 1942 года крейсер вместе с однотипным HMS Dorsetshire был потоплен японской авиацией близ Цейлона. Британские потери составили 424 человека убитыми; а 1122 выживших провели на воде тридцать часов, прежде чем их спасли легкий крейсер "Энтерпрайз" и два эсминца.
Тони оказался в числе выживших и впоследствии стал членом команды "Лаконии". Но и она отправилась на дно, а он очутился в спасательной шлюпке, буксируемой немецкой подводной лодкой. Однако вскоре в ход событий вмешались американцы.
Взрывом бомбы его и ещё несколько человек выкинуло из шлюпки. Он ухитрился вновь забраться в неё, чего нельзя сказать о других, попросту утонувших или атакованных акулами.
Немцы перерезали буксирный канат, и вскоре погрузились под воду, а шлюпка двинулась навстречу своей судьбе. На ней находился 51 человек и было всего три галлона воды на всех. Галлоны разные бывают, но в любом случае это немного больше 10 литров. До ближайшей суши было около 700 миль.
Они пытались ловить рыбу с помощью крючка, сделанного из гвоздя. И высасывали из неё сок, однако этого было крайне мало. Для многих жажда оказалась непереносимой и они стали пить морскую воду. Тони и ещё 29 человек удержались от этого и были ещё живы через 17 дней. В этот день произошёл трагический случай - на расстоянии мене 300 метров прошёл грузовой пароход, но не остановился.
Тони вспоминал: я не мог поверить, что они не видели нас или не слышали наших воплей, но именно так всё и произошло. «Это был самый горький удар из всех, и после этого люди просто сдались. Через четыре дня нас осталось только девять человек». Он рассказал, что отчаяние было слишком велико для многих из выживших, и когда их ожидания, что корабль спасет их, оказались напрасными, это побудило многих начать пить морскую воду.
А его друг просто перелез через борт и поплыл вдаль, навстречу смерти.
Однако юный моряк уже прошёл через подобное испытание и верил в то, что помощь может прийти в любой момент. Через три дня пошёл дождь. Если бы пившие морскую воду вытерпели эти три дня, они могли бы остаться в живых. Но и из тех девяти, что дождались дождя, вскоре от истощения умерли пятеро.
На 39-й день двое выживших спали в носу шлюпки, а двое бодрствовали, когда показался военный корабль из сопровождения конвоя. Шлюпка на тот момент прошла 600 миль. Тони и его напарник не стали будить товарищей, считая, что если корабль опять пройдёт мимо, это будет ещё один непереносимый удар.
Когда же они были замечены и корабль направился к ним, они растолкали товарищей, по несчастью, говоря, что они спасены, но те отказались даже сесть и поглядеть за борт со словами «Не шутите о таких вещах».
После Лардж говорил, что только мысли о близких поддерживали его в борьбе за жизнь, а также уверенность, что спасение всегда может прийти, надо лишь иметь силу духа дождаться его...
*****
Но и это ещё не предел. Вот рассказ о людях, проведших на спасательных плотиках 131 - 133 дня:
............................................................................................................................................................................
Полное оглавление журнала: