Электросамокаты за короткое время приобрели множество поклонников — и вместе с тем врагов; этот удобный и практичный в городской среде вид передвижения стал для пешеходов и водителей настоящим наказанием
Нынче на улицах Риги и других городов на самокатах можно увидеть не только молодежь, но и крепких людей пожилого возраста. Одни выбирают этот транспорт, потому что на нем передвигаться быстрее, чем пешком. Другие – потому что он экономнее, чем автомобиль. Еще кто–то беспокоится о среде и рад, что есть такой экологичный вид транспорта.
Есть еще и хулиганы, которым лишь бы пошуметь, поломать, навредить и показать, что им все нипочем, — а таковые, увы, тоже имеются.
Кто главный на дороге?
Улицы столицы стали опасны для пешеходов. По тротуару мчатся велосипеды, электросамокаты. Оседлавшие модные средства передвижения чувствуют себя хозяевами тротуаров. Мчатся на большой скорости, парочками, а бедные прохожие только успевают шарахаться. Собьет, покалечит – а такие случаи уже есть, — и ищи его потом.
Да и водителям автомобилей на проезжей части неспокойно: того и гляди вдруг на пустой пешеходной дорожке, как из–под земли, появляется электросамокат, вжик – только ветер просвистел, и опять его нет, а водитель хорошо если затормозить успевает. И развозчики еды с сумками на спине добавляют напряженности на рижских тротуарах.
А прокатные самокаты вообще бросают где хотят: на тротуаре, на подъездной дорожке к дому, даже на ступеньках в пешеходных туннелях, а то и (наверное, на спор) водружают куда–нибудь повыше – как памятник вседозволенности и безнаказанности. Пользователи электросамокатов в рейтинге наглости далеко позади оставили велосипедистов, которые тоже любят ездить по тротуарам.
Но, видно, чаша терпения населения переполнилась, или где–то чуть не задавили родственницу какого–нибудь депутата, — однако факт, что законодатели начали думать об упорядочивании ситуации. Пора, пора, ведь в Евросоюзе уже почти везде действуют правила для самокатчиков.
Новые нормы, которые приняты Сеймом пока только во втором чтении, будут внесены в закон "О дорожном движении", и они предусматривают более суровые наказания за нарушения правил на дорогах...
Электросамокат – тоже транспорт
В новых правилах дается определение электросамоката (elektroskrejritenis). Это транспортное средство с электромотором или электоромоторами, максимальная мощность которого не превышает один киловатт (1 000 ватт), оборудованное двумя колесами и без педалей. Технические данные этого средства передвижения предусматривают скорость движения, не превышающую 25 км/ч.
Транспорт оборудован рулем или держателем для рук, который механически соединен с поверхностью для ног. Также допускается, что электросамокат может быть оборудован сиденьем, высота которого не превышает 54 см.
Согласно новым правилам, водитель ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА должен иметь при себе необходимые документы (ранее — механического транспортного средства). Значит, отряда "транспортных средств" в понимании закона прибыло.
В законе предусмотрено, что электросамокатами можно управлять с 14 лет при наличии прав на управление велосипедом или другой категорией транспортных средств, а велорикшей — с 18 лет, при наличии права на управление велосипедом или другой категорией транспортных средств...
Важно!
- Электросамокат предусмотрен для передвижения одного человека;
- в дорожном движении могут принимать участие зарегистрированные электросамокаты и велорикши;
- не везде можно ехать на электросамокате со скоростью 25 км/ч. Например, в парках Риги это 15 км/ч. В Елгаве в нескольких местах, в том числе возле всех учебных заведений, — 10 км/ч. В Тукумсе и Екабпилсе возле большинства школ и детских садов, а также в парках и скверах введено ограничение скорости до 15 км/ч. Подобные правила были введены в нескольких городах Латвии. Поэтому прежде, чем сесть на самокат, желательно ознакомиться с правилами самоуправлений;
- за нарушение правил водителю электросамоката и велосипеда выносится предупреждение или применяется штраф от 2 до 14 штрафных единиц (от 10 до 70 евро).
С 1 апреля участвовать в дорожном движении на незарегистрированных самокатах будет запрещено. До 31 марта 2024 года электросамокаты необходимо зарегистрировать.
Поправки к закону "О дорожном движении", вступившие в силу 6 июля 2023 года, сделали регистрацию электрических самокатов обязательной с 1 января 2024–го. Правда, переходные правила в этом же законе говорят, что нельзя ездить на незарегистрированных электросамокатах после 31 марта. Дескать, дадим время привести в порядок свои дела.
Для чего нужна регистрация? Стремительный рост пользователей электроскутерами, в том числе нарушающими правила поведения на тротуаре и проезжей части дороги, вызвал заметное число несчастных случаев. Теперь, говорят в Дирекции безопасности дорожного движения — CSDD, благодаря регистрации в случае происшествия можно будет идентифицировать транспортное средство и его владельца...
Куда идти и что делать?
Регистрацию электросамокатов проводит СSDD.
По правилам после регистрации электросамокат получает регистрационный номер, владельцу выдают наклейку, которая должна быть размещена на видном месте в передней части транспортного средства — на держателе руля. Теперь будет легче не только найти нарушителя, но и помочь отыскать пропавший самокат.
Зарегистрировать электросамокат можно через онлайн–сервис e–CSDD или очно в центрах обслуживания клиентов, подав заявление с указанием технических данных, прав на его использование, фотографией общего вида электросамоката, а также наклейки или таблички производителя с указанием технических данных.
Регистрация в e–CSDD стоит 6,56 евро (сумма включает почтовые расходы); на месте — 8,18 евро.
Для купленных в Латвии и странах ЕС электросамокатов проблем не будет, поскольку в магазинах и у дилеров эти транспортные средства продаются с учетом местных нормативных требований. А вот если транспортное средство приобретено в третьих странах и не отвечает требованиям ЕС, его не зарегистрируют.
Также не зарегистрируют электросамокат, технические данные которого (максимальную скорость и мощность двигателя) нельзя установить. Поэтому, прежде чем сделать такую недешевую покупку, сверьте с нормативами технические данные выбранного экземпляра этого модного вида транспорта.
Если же электроскутер будет не зарегистрирован, то у его владельца могут возникнуть и финансовые проблемы. С 1 апреля участие в дорожном движении на незарегистрированном электросамокате может быть наказуемо штрафом в размере от 55 до 140 евро (закон "О дорожном движении", часть первая статьи 72)...
Электросамокатам укажут их место
Новые правила Рижской думы регулируют скорость и места стоянки электросамокатов и велосипедов.
Компании, сдающие в аренду подобные средства передвижения, должны будут установить на них оборудование, которое сможет регулировать скорость и размещение (парковку) электросамокатов и велосипедов.
На сайте Рижского самоуправления www.georiga.eu в разделе Satiksme un mobilitАte ("Сообщение и мобильность") опубликована карта, на которой обозначены зоны ограничения скорости и места запрета на стоянку электросамокатов и велосипедов.
В зонах ограничения скорости на велосипеде или электросамокате нельзя передвигаться со скоростью, превышающей 20 км/ч, например — в историческом центре Риги.
Оставлять велосипеды и электросамокаты можно будет там, где стоянка разрешена.
Для услуг проката разрешено использовать только электросамокаты и велосипеды, оборудованные системой, которая регулирует скорость и размещение, приспособленные к указанным на карте зонам.
А компании (операторы), сдающие транспортные средства в аренду, будут обязаны не позже чем через 3 часа с момента вступления в силу административного акта о нарушении, переместить неправильно припаркованные электросамокаты и велосипеды.
Контролировать исполнение правил предстоит Рижской муниципальной полиции.