Хотя… Они, кажется, так и поступили: где смогли — запретили, где не смогли — злостно осудили. В России, например, не пустили в прокат. И прикрыли сосочки на постере картины!
Потому что в фильме этом… монашки. Такие, знаете, горячие монашки, что киношки для взрослых вот просто отдыхают. Там такое в богу душу, да с таким подвывертом… Но и это еще не все! На основе реальных событий. Ну, как на основе… По версии небезызвестного кинохулигана Пола Верховена, благодаря которому рухнула в ноль карьера роскошной блондинки Элизабет Беркли, сыгравшей в его не менее скандальном «Шоу-гёрлз» стриптизершу Номи без тормозов и капли стеснения.
Фильм называется «Искушение», в оригинале «Бенедетта» и рассказывает он о жизни и творчестве, то есть, простите, о жизни и половых преступлениях средневековой монашки Бенедетты Карлини, «прославившей» итальянский городок Пеша в 17 веке.
Будущие монашки
Жила-была в Средневековье очаровательная девчуля с цветочным венком на вымытых не иначе как «Шаумой» волосах, которой посчастливилось родиться в респектабельной и состоятельной семье. Звали девочку Бенедетта, то есть, «благословенная Богом».
Как вы понимаете, в те времена возможностей для саморазвития и самореализации у девочек было не то, чтобы очень много. Учеба, искусство и прочие замечательные штуки войдут в жизнь среднестатистической женщины хорошо, если лет через триста. Ну, может, слегка пораньше.
Путей, по большому счету, только два: замужество или монастырь.
Отец девочки решает, что им второй вариант подходит гораздо больше.
И тут очень важно понимать контекст, в котором разворачивается история. Несмотря на то, что современные люди, в подавляющем большинстве, представляют себе монастырь как юдоль скорби, в которой царит нищета по доброй воле, средневековые монастыри, обители и религиозные общины имеют с этой картиной очень мало общего. Примерно… Ну, скажем так, нисколько. Потому что средневековый монастырь — это рай земных наслаждений.
Дело в том, что в монастырях в то время делали бизнес. Не так, как братки в 90-х, но все же мощно. Монастыри были центром виноделия и сыроварения, эксклюзивными пекарнями и владельцами огромных ферм. В монастырях гнали растительные масла и брагу, создавали шелковые полотна и неповторимые гобелены. Если сейчас каждая вторая девочка мечтает стать инстасамкой… то есть, простите, инстадивой, то в те времена попасть в монастырь, да еще и не бедный — это самый сок.
Примерно так и рассуждали родители будущей скандальной монашки, пока сама она рассказывала каждому встречному-поперечному о священной миссии, уготованной не иначе как самой Девой Марией, что вполне красноречиво доказывает рандомная птичка, какнувшая на голову бандиту аккурат по заказу малышки по пути в монастырь. Божественное чудо! Пускай и с душком...
Примерные монашки
Едва ли не сразу по прибытии в монастырь Бенедетта там всех переполошила мистически-чудесным контактом со статуей Девы Марии, что очень не понравилось местной аббатисе, которая религиозную истерию, прямо скажем, не жаловала. Но после этого несколько лет жизни монашки-златовласки прошли тише и спокойнее буддистской медитации.
И в фильме Верховена, и в реальных исторических сводках говорится, что Бенедетта исправно трудилась и на производстве шелка, и на общих молитвах, и на «сеансах» священных песнопений. Смиренно укрощала плоть, была трудолюбива и почтительна, слушалась наставницу и монастырского духовника.
Да, девушка она была эмоциональная и впечатлительная, не без этого. То ей сны религиозно-экстатические снятся, то видения с Иисусом в главной роли посреди бела дня. Так то ж понятно! В те времена ни тебе телевизора, ни Вконтакте. Даже книжек — по пальцам одной руки пересчитать можно. А гормоны-то у девки молодой бурлят, выхода просят. Фрейд это дело потом просто и безыскусно назовет сублимацией. Главное, что Бенедетта свою сублимацию до поры до времени особо не выпячивала, так что и претензий к ней нет.
Развратные монашки
Как говорится, было бы все хорошо, да не было. Потому что в монастыре появилась новая монашка. Которая даже монашкой-то быть никогда не хотела! Единственное, что привело ее в коленопреклонную позу в ногах нашей милой Бенедетты — это нужда. Папенька бил, братец бил, и оба использовали ее по крайне неблагопристойному и в рамках одной семьи непотребному назначению.
Бенедетте девушку было очень жалко, так что на свою беду она уговорила как раз посетившего монастырь по случаю праздника отца выкупить несчастную и тоже сдать ее на опыты. В смысле, на радость Суду Небесному. Богоугодное же дело!
Вот тут-то все и началось, ох, как началось… Испорченная девица использовала любую возможность, чтобы потрогать Бенедетту за попу или сиси, которые, благодаря ангельски-порочной внешности актрисы Виржини Эфиры, получились ну очень сочными, ну очень аппетитными. Прямо киса-киса. А Бенедетта как раз вошла в такой интересный период, когда все внутри бьет ключом, как у гормонально переполненного подростка. И Иисус-то ее в видениях недвусмысленно готовит к замужней жизни с ним же, и монашка-то проходу не дает, и шторки-то между постелями сестер какие-то прям подозрительно тонкие и прозрачные… Короче говоря, не монастырь, а просто какой-то рассадник греха и порока под прикрытием!
Естественно, Пол Верховен именно на этой части фильма остановился с особой тщательностью. Я не хочу сказать, что все остальное им нещадно игнорируется (напротив, фильм на удивление глубокий и неглупый получился!), но тема развратных монашек… Это да. Это у него прям прет со страшной силой, аки божественная страсть пылает в Бенедетте в момент освоения ею статуэтки Девы Марии по совсем НЕ прямому назначению. Без регистрации и смс!!!
Конечно же, это еще и самые красивые сцены фильма. В них есть томность, эротизм без пошлости, чувственность, откровенность. Не в духе Тинто Брасса или еще чего похуже, а в эстетически-возвышенном смысле. Сцены эти, впрочем, и правда шокируют благочестивую общественность — достаточно, чтобы фильм вызвал волну негодования и получил несколько запретов.
Бог знает какие монашки
Несмотря на то, что ключевым эпатирующим элементом является Бенедетта-развратница, фактически это все-таки история Бенедетты-мистика и Бенедетты-истерички, да простят меня феминистки за столь экзальтированную лексику.
Ведь экранная монашка использовала всякие там непотребства вовсе не потому, что была сознательно порочна. Тут такая тонкая грань… Бенедетта, по большому счету, просто опередила свое время, «предвидя» появление ультрасовременных церквей, в которых проповедуется всеобщая любовь и свобода. В этих церквях, которые не относятся к основным ветвям, принимаются как божья милость и нетрадиционные отношения, и свободные отношения, и полная свобода выбора вообще. То есть, буквально «Бог есть любовь». Все, что делается из любви, по взаимному согласию, добровольно, из добрых побуждений и без насилия — это благо от Бога. Смысл жизни в счастье, а не в угнетении. Тут можно долго и упорно спорить о том, насколько это хорошо или плохо, слишком уж холиварная и острая тема. Суть в том, что Бенедетта, по ее мнению, не грешила, а прославляла Бога.
А вот ее политические амбиции куда как больше тянут на ересь…
Понимая, что по-настоящему выделиться среди прочих безликих монахинь, запомниться и остаться в истории она сможет только примазавшись к Иисусу, распаленная плотскими наслаждениями Бенедетта принимается за дело со всех фронтов разом. Чудеса на нее падают ну просто как из рога изобилия, видения идут нон-стоп как рилсы у топовых блогеров, распоряжения свыше она даже запоминать толком не успевает! И, кажется, одна только старая мудрая аббатиса не ведется на концерты со спецэффектами, прекрасно понимая, что все происходящее — это просто цирк с конями для впечатлительной публики.
Ведь проблема чудес в чем? В том, что их в Средневековье и доказывать толком не нужно было. Чем больше и эмоциональнее истеришь, создавая вокруг себя движуху, тем больше тебе веры. Бенедетта по Верховену — прирожденная актриса! Благодаря чему быстро превращается в местную знаменитость, ставя духовенство в неудобное положение когнитивного диссонанса. С одной стороны, потакать спектаклям — очевидный грех. С другой стороны, слава чудесной монахини-заступницы на короткой ноге с Христом, да еще в период надвигающейся чумы, да еще во время затмения… Блин, дивиденды-то перевешивают! Надо брать.
Только уж когда Бенедетта совсем попутает от вседозволенности берега и пойдет вразнос — только тогда придется отвести роковую монашку на костер, чтобы другим неповадно было. Впрочем, она и в огне не горит, и в воде не тонет.
Реальные монашки
Как оно было в реальности, можно судить только по отрывочным и фрагментарным записям при жизни Бенедетты Карлини и всевозможным интерпретациям ее биографии как историками, так и культурологами.
В сухом остатке выходит, что монашка Бенедетта много и с удовольствием пиарилась за счет якобы супружеской жизни с Христом, который пригрозил жителям города Пеша чумой, если те не начнут целовать песок, по которому ходила его благоверная. Впрочем, «говорил» он это исключительно ртом Бенедетты. Сведения о ее связи с другой горячей монашкой также находят подтверждение в документах, но! Степень развратности средневековой кисы и ее конкретные действия на этом поприще — не столько факты, сколько домыслы поздних критиков.
Например, эпизод с палкой-копалкой… ой, простите, с модифицированной статуэткой Девы Марии — на 100% выдумка Пола Верховена не достоверности для, а эпатажу ради. Вон оно все в фильме как сразу яркими красками заиграло, стоило только покуситься на святое! Хейтеры ж, как известно, приносят создателю контента несоизмеримо больше пользы, нежели лояльная аудитория…
Однако реальную Бенедетту церковные власти все-таки наказали, и наказали очень сурово. Еще не существовало определения нетрадиционных отношений между женщинами (считалось, что это в принципе невозможно), а наказание… уже было. Больше тридцати лет монахиня провела в одиночной келье-карцере практически без общения, на строжайшей диете, без права на возвращение в обычную монашескую жизнь. В том самом монастыре, которым когда-то управляла.
Верующие должны проклясть режиссера этого фильма. Должны ли? Честно говоря, лет десять назад я бы яростно начала отстаивать право любого человека самовыражаться так, как ему вздумается. Но сейчас уже пусть немного, но сомневаюсь. И даже не с религиозно-нетерпимой точки зрения, а просто с человеческой, с женской.
Бенедетта в фильме — это клишированный сгусток порока, у которого свербит в одном месте. Режиссер активно эксплуатирует тему интимности монахини, выдумывая на ходу ей всякие «прикольные» поступки исключительно для шумихи вокруг премьеры. Если бы это был просто художественный фильм про выдуманного человека, дело было бы одно. Но тут речь идет про реальную историческую личность, на костях которой устроили какой-то балаган. Вы бы хотели, чтобы на основе вашей биографии придумали какое-то кино для взрослых, где вы тыкаете себе в причинные места статуэткой Богоматери? Я вот атеистка, но и то бы не хотела, если честно.
Да, фильм сам по себе невероятно красив, он филигранно поставлен — оторваться просто невозможно. Но то, как Пол Верховен продолжает в 2020-х тему 1990-х, когда он показывал женщин не иначе, как соблазнительное мясцо… Лично мне это совсем не импонирует. Ему удалось показать ту часть личности Бенедетты, в которой смешались амбиции и вера в избранность, но из толком не ясной даже историкам интимной личности монашки он сделал вторую Номи Мэлоун (главная героиня его же фильма «Шоу-герлз»). Ставка делается в очередной раз на голые груди и его личные — вероятно, даже сугубо мужские — фантазии, а не на образ живого человека.
И все же картина хороша. Ох, как хороша! Своей неоднозначностью, дерзостью и тем фактом, что она гениально выводит на эмоции, побуждая писать простыни текста, когда с любым другим фильмом можно ограничиться лаконичным стандартным отзывом.
А вы смотрели «Искушение»?
Спасибо за внимание!
Пы.Сы. Не доверяйте монашкам.
Помочь каналу развиваться можно донатом (все строго добровольно!):
На карту Сбербанка: 4276 7700 1435 7237
Или через СБП по номеру 8-906-633-42-77
Спасибо, что вы здесь.