Найти тему

Подмостки и жизнь, фантазии и реальность: "Гамлет, или Долгая ночь подходит к концу", Альфред Дёблин

Эта книга как раз для чтения под слякотное настроение, почитать что-то тягучее, притчеобразное. Главный герой ищет правду. А правда, как известно, у каждого своя. Эта книга - несколько историй в одной, но в тоже время эта единая история. Одна долгая ночь снимет покровы и покажет закулисье спектакля под названием "Жизнь". И Гамлет наш получит правду. Но что это ему даст?

Из аннотации:
Роман-притча, роман-миф, он построен на столкновении точек зрения нескольких героев-идеологов, каждый из которых выражает свой взгляд на мир и человека. Причины второй мировой войны, обретение человеком своей идентичности в послевоенной действительности, соотношение реальности и фантазии, активного и пассивного взгляда на мир – вот те проблемы, решение которых ищут герои романа.

Обложки российских изданий от издательств "Просодия", 2002 год, и "Художественная литература", 1983 год.
Обложки российских изданий от издательств "Просодия", 2002 год, и "Художественная литература", 1983 год.

Двадцатилетний Эдвард Эллисон вернулся с войны калекой, пережив страшнейшие минуты при попадании снаряда в крейсер, на котором он служил со своим другом. Потеря ноги и потеря того, за кого он взял на себя ответственность. Его физическое состояние выправилось, но с душевным оказалось сложнее. Эдварда кладут в клинику. Попытки использовать гипноз привели только к небольшому улучшению. Врачи советуют дальнейшее лечение в стационаре, но мать настаивает на возвращении сына домой. Настояла. Сын вернулся и превратился в настоящего тирана. Он ищет виновного. Он не может отпустить. Он испытывает чувство вины. И ищет виноватых в тех, кто чувства вины не испытывал. Молодая и привлекательная Элис - мать Эдварда и его сестры Кэтлин, также прошедшей войну, не знает что делать. Гордон Эллисон - отец семейства, знаменитый журналист и писатель, чувствует себя не комфортно в собственном доме. Это человек, чья хата всегда с краю. Он живёт в своих вымышленных мирах, поэтому стал и сам "многоликим". Он находит выход в фантазии, он ставит её во главу угла. С помощью фантазии он хочет добиться правды. Он собирает компанию из родных и знакомых, которые рассказывают разные истории, пытаясь через них передать свои взгляды, свои чувства...

Иллюстрация из издания 1983 года.
Иллюстрация из издания 1983 года.

И вот рассказ за рассказом. История в историях. История превращается в притчу, в миф, где фантазия переписывает как известные сюжеты, так и жизненные ситуации, внутренние эмоции, чувства. Но тут сидят аналитики. Выныривая из каждого новой рассказа на поверхность реальности они углубляются уже в иное - в копания и споры. Люди собрались же умные. Интеллектуалы. Они же не могут просто взять и принять то, что им рассказали, поверить в то, всё так и есть, так и было. Понять другого, рассмотреть его точку зрения не со своей позиции, а не предвзято. Нет, будут споры, споры, споры. Ведь у каждого своё мировоззрение, своя логика, свой взгляд на всё. На фантазию. На пассивную и активную позицию. На пацифизм. На причины и виновников войны. На чувства матери. На "закулисье" и "людей-марионеток". И так далее, и тому подобное. Сами притчи очень интересны. С отсылками к мифам и литературным произведениям. Да и темы нужные, важные и вечные. Но сколько ж тараканов обнаруживается в головах участвующих в "спектакле", сколько ж их там понаразводили-то...

Воображение, химеры, порожденные собственной фантазией, самокопание, самоедство, поиски правды. Ок, покровы будут сняты. Кто-то обретет душевное равновесие. Но на сцене развернется драма. Долгая ночь подходит к концу. "Гамлет" удовлетворен? А стоило оно того? Пришло разрушение вполне себе благополучного уголка. Кто теперь пошел войной и вроде как выиграл? И у кого?

Альфред Дёблин (фото с https://www1.wdr.de/)
Альфред Дёблин (фото с https://www1.wdr.de/)

Чувствуется, что автор связан с психологией, даже если не знать, кто он по профессии. Чувствуется, что тут заложена и его непростая история, в которой была потеря сына, воевавшего во время Второй мировой в составе французской армии и покончившего с собой, чтобы не попасть в руки фашистов. Чувствуется, что ему тоже нужно отпускать, а тяжело, поэтому книга несколько затянута. Но всё равно она несомненно хороша. Правда, целостного впечатления у меня тут не сложилось - истории людей воспринимались отдельно, происходящее здесь и сейчас - отдельно. И ещё какая-то наигранность была. Хотя, тут обосновано, Гамлет же...

Из рубрики "Не слишком популярное, но весьма достойное".

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц