Завершаем рассмотрение истории создания и боевой службы японского авианосца "Рюдзё". Если вы помните, мы изучили (вспомнили) вопросы проектирования, строительства и характеристики данного корабля, состав его авиагруппы. Не оставили без внимания его применение у берегов Китая, в районе Малайзии, Индонезии, Голландской Ост-Индии. И вот мы подошли к последнему боевому эпизоду. Если кто-то хочет вернуться к этим ранее опубликованным материалам, то можно их найти в следующих статьях: Статья 1, Статья 2, Статья 3, Статья 4. Завершение истории японского авианосца (первая часть статьи - ТУТ
Окончание.
...Итак, утром 24 августа 1942 года с японского авианосца "Рюдзё" были подняты самолеты ударной группы для атаки американского аэродрома на острове Гуадалканал. Так сложилось, что самолётам с «Рюдзё» не удалось добиться внезапности удара, они были обнаружены ещё на подлёте в 100 милях от Гуадалканала, причём радаром авианосца «Саратога». Поэтому неудивительно, что, когда «Зеро» и «Кейты» с «Рюдзё» в 14:20 появились в районе Гендерсон-Филда, их уже ожидали 16 истребителей «Уайлдкэт» 223-й истребительной эскадрильи морской пехоты (в некоторых источниках: «Уайлдкэт» и Р-40). В воздушном бою японцы потеряли три торпедоносца B5N и три истребителя, американцы также потеряли три самолёта, но благодаря подготовленной обороне Гендерсон-Филд не получил серьёзных повреждений – самолёты «Рюдзё» были вынуждены возвращаться без результата.
Интересно, что, как пишет А.Больных в своей книге «Авианосцы»: «…по уверениям пилотов, бой закончился очень результативно: были сбиты 9 японских бомбардировщиков и 7 истребителей в обмен на 15 «Уайлдкэтов». Реальность была далека от этих заявлений, как небо от земли».
Нельзя не согласиться с автором, который часто достаточно эмоционально излагает события, но в данном случае его можно понять. Получается, что японцы потеряли 16 самолётов из 21 участвующих в ударе, а американцы – 15 из 16! Можно отметить, что даже именитые историки ошибаются и приводят недостоверные данные.
Так, С.Э.Морисон пишет: … японцев успешно перехватили самолёты … морской пехоты, сбившие 21 японский самолёт…».
Как видим, американский историк решил «уничтожить» полностью всю ударную авиагруппу с «Рюдзё». Кстати, в своей книге «Американский ВМФ во Второй мировой войне. Борьба за Гуадалканал, август 1942 – февраль 1943» он пишет, что к самолётам с «Рюдзё» «… над Гуадалканалом … присоединились двухмоторные бомбардировщики, вылетевшие с Рабаула», но, как мы знаем, ударная группа с Рабаула вернулась на базу, отказавшись от удара по аэродрому.
Тем временем, пока ударная авиагруппа японского авианосца двигалась к аэродрому, американцы получили полный объем информации о расположении «Рюдзё» и, по сути, решили его судьбу.
Практически одновременно со взлётом самолётов «Рюдзё» в 12:39 (по данным С.Э.Морисона – в 12:29) с авианосца «Энтерпрайз» были подняты в воздух 23 самолёта: 16 пикирующих бомбардировщиков SBD «Даунтлесс» и 7 бомбардировщиков-торпедоносцев TBF «Авенджер» (эскадрилья VT-3). Однако это была скорее разведывательная группа, несмотря на то, что даже торпедоносцы несли по две 227-кг бомбы. Заданием группы было обнаружить японские корабли, передать данные об их местоположении и при возможности выполнить атаку. Причём, судя по последующим событиям, самолёты действовали парами, на удалении друг от друга, чтобы охватить наибольшую площадь океана, поэтому согласованного удара этими силами впоследствии не получилось.
Когда же данные по расположению «Рюдзё» были полностью подтверждены (примерно в 13:45, по С.Э.Морисону), с «Саратоги» уже непосредственно для удара по «японцу» были подняты в воздух 30 пикировщиков и 8 торпедоносцев под командованием коммандера Х.Д.Фелта. Если проанализировать данную ситуацию, то действительно, обнаруженный «Рюдзё» стал главным объектом для американских ударов, при этом два тяжёлых авианосца Нагумо оставались незамеченными, что позволило им в свою очередь нанести ответный удар.
Для адмирала вице-адмирала Флетчера, командующего 61-м оперативным соединением, полностью «картина боя», вероятно, прояснилась примерно к 14 часам 24 августа, когда по пеленгу 317 градусов на расстоянии 200 миль был обнаружен «Рюдзё», по пеленгу 340 градусов на дистанции 230 миль – «Дзуйкаку» и «Сёкаку», а по пеленгу 347 градусов на дистанции 225 миль – 4 крейсера с эсминцами (авангардная группа контр-адмирала Х.Абэ).
Первые атаки на «Рюдзё» были произведены одной из разведывательных групп с «Энтерпрайза». Через полтора часа (в 14:28) после старта экипажи двух TBF обнаружили японский авианосец «Рюдзё» в сопровождении крейсера и двух эсминцев. «Авенджеры», которые пилотировали Джетт и Р.Дж.Буе, набрали высоту и атаковали японцев со стороны солнца – пилоты выполнили бомбовую атаку с горизонтального полёта с высоты 3 660 метров. Одновременно с атакой американские пилоты немедленно рапортовали об обнаруженном корабле.
Японцы открыли заградительный зенитный огонь по атакующим самолётам, в итоге бомбы упали близко друг к другу на расстоянии приблизительно 60 м за кормой авианосца. Отбивая атаки истребителей противника, пилоты «Авенджеров» взяли обратный курс на свой авианосец. Это была единственная бомбовая атака, выполненная самолётами этого типа по авианосцу.
Есть данные, что эти два торпедоносца чуть позже столкнулись с пятью японскими пикирующими бомбардировщиками D3A «Вэл». Один из пилотов, Р.Буе, атаковал японцев и огнём из своего 7,62-мм пулемёта сбил два из них. Однако японцы быстро добились преимущества и вынудили американские самолёты отвернуть. Оба TBF практически исчерпали запасы своего топлива и не смогли долететь до авианосца, экипажи были подобраны спасательными кораблями, но самолёты были потеряны.
После первых американских торпедоносцев группа японских кораблей с «Рюдзё» была обнаружена ещё двумя парами разведывательных самолётов, но на этот раз японцы не дали себя атаковать. Истребители «Зеро», находившиеся в воздухе, помешали атаке американских самолётов, сбив один TBF. При этом американские пилоты, как пишет С.Э.Морисон, сбросили торпеды по «Рюдзё». Мы не можем объяснить, как это стало возможным, потому что тот же Морисон ранее сообщал, что в этот разведывательный рейд торпедоносцы с «Энтерпрайза» вылетели с бомбами. В любом случае первый налёт «Рюдзё» пережил без каких-либо потерь.
Как мы сказали, торпедоносцы с «Энтерпрайза» после обнаружения «Рюдзё» сообщили об этом на свой авианосец, однако эти данные не дошли до американского командования, что дало время «Рюдзё» для манёвров. Правда, радистам «Саратоги» удалось перехватить сигнал пилотов «Энтерпрайза», но это не сильно помогло. К моменту прибытия (около 15:18) ударной группы Х.Д.Фелта в район предполагаемого нахождения японского авианосца, там уже никого не было. Американские торпедоносцы и пикировщики около 20 минут потратили на поиски японских кораблей, и только в 15:36 на западе был замечен японский авианосец. В этот момент сопровождавшие авианосец корабли (крейсер «Тонэ» и два эсминца) по какой-то причине находились на отдалении около пяти километров, из-за чего не могли оказать должной поддержки. Однако они сыграли свою роль, отсрочив гибель авианосца на несколько минут, так как американцы решили нанести удар по разным целям одновременно.
Вначале американцы решили разделить силы: Фелт направил на «Рюдзё» в первую атаку только 15 пикировщиков и 6 торпедоносцев, а 7 пикирующих бомбардировщиков и 2 торпедоносца – на крейсер «Тонэ».
Вот как описывает последующие события американский историк С.Э.Морисон: «… Первый бомбардировщик вошёл в пике в 15:50, как раз когда «Рюдзё» развернулся против ветра, чтобы поднять самолёты. SBD пикировали с высоты 14000 футов, сбрасывали бомбы и выходили из пике, прорывая плотную завесу зенитного огня и увертываясь от ожидавших их на малой высоте вражеских истребителей, которые жадно бросались навстречу. Таким образом, «Рюдзё» стал точкой прицеливания для тридцати 1000-фунтовых бомб. Шесть торпедоносцев «Аведжер» дождались атаки пикировщиков, которая отвлекла внимание врага, а затем по команде … быстро спланировали вниз, стремясь нанести решающий удар… ...пилоты торпедоносцев применили тактику «молота и наковальни», выйдя на цель с носа и кормы, так что любой поворот руля подставлял борт под торпеды. Густые облака дыма, окутавшие поврежденный бомбами «Рюдзё», затрудняли атаку. «Рыбки» были сброшены с высоты 200 футов и с дистанции менее полумили. Затем самолёты начали уходить».
Живописная картина, представляющая очередной «триумф» американцев, но картина боя была не настолько очевидной и простой для американцев. Как уже было сказано, коммандер Х.Д. Фелт решил разделить самолёты на две группы и атаковать обе цели, при этом сам Фелт на своем «Даунтлессе» кружил над местом боя, контролируя развитие ситуации.
Первыми японский авианосец атаковали 15 пикирующих бомбардировщиков SBD «Даунтлесс», однако их бомбы упали вокруг корабля. Вскоре над водой поднялись клубы густого дыма от залпов зенитной артиллерии японских кораблей, затруднившие «Авенджерам» прицеливание. Таким образом, Морисон приукрасил картину: американцы пикировали не единой группой, а дым, который мешал прицеливанию, был совсем не от пожаров на «Рюдзё». «Сражающийся дракон» не собирался так просто сдаваться, и несмотря на то, что истребителям прикрытия авианосца не удалось помешать атаке, сам корабль успешно увернулся от первых бомб.
Торпедоносцы TBF, находясь на высоте 3600 метров и пытаясь занять более выгодное положение для прицеливания, трижды меняли позицию, ожидая, когда же рассеется дым и опадут водяные столбы от взрывов. В конце концов, оказавшись в выгодной позиции, они атаковали – три с левого борта и два с правого. Торпеды были сброшены с высоты 60 метров на дальности 750 метров. Одна из них поразила японский авианосец в правый борт и вызвала мощный пожар. Одни источники утверждают, что попадание пришлось на машинное отделение, другие же – в носовую часть. Некоторые источники утверждают, что в авианосец попали ещё две торпеды, но это не было установлено наверняка.
Таким образом, несмотря на комбинированную атаку 22 самолётов, японский авианосец устоял и остался на плаву.
Убедившись в безрезультатности атаки своих пикирующих бомбардировщиков (ни один из «Даунтлессов» не поразил цель.), командир американской авиагруппы коммандер Фелт попробовал отозвать все самолёты, которые должны были атаковать крейсер «Тонэ», и приказал им атаковать «Рюдзё». Однако этот приказ не был услышан пилотами TBF, которые, несмотря на сильный зенитный огонь и контратаки истребителей противника, продолжили атаку крейсера. Американским торпедоносцам удалось сбросить свои торпеды, но ни одна из них не попала в японский крейсер.
А вот «Рюдзё» на этот раз не повезло. Несмотря на то, что «японец» не переставал маневрировать, Фелт вместе с оставшимися «Даунтлессами» во второй атаке добились трёх (в некоторых источниках – четырёх) подтверждённых попаданий бомбами. Защищавшие всё это время «Рюдзё» истребители «Зеро» смогли встретить пикировщиков лишь после атаки. Завершив атаки на «Рюдзё», американские самолёты взяли курс на свой авианосец, ведя бой с оставшимися японскими истребителями, которые не нанесли им серьёзных повреждений. Более того, за всю атаку американцы не потеряли ни одного самолёта из группы Фелта.
В свою очередь «Рюдзё» получил серьёзные повреждения. По словам С.Э.Морисона: «… «Рюдзё», как водяной жук, описывал быстрые круги, испуская клубы черного дыма, охваченный пламенем пожаров, отчаянно борясь за жизнь. Но его усилия оказались напрасными…».
Командир авианосца капитан 1-го ранга Като предпринял попытку изменить курс, направив корабль на север, но через пробоину в правом борту в корпус стремительно поступала вода, а локализовать пожары так и не удалось. Сказались недостатки конструкции, в том числе и отсутствие даже примитивной противоторпедной защиты и несовершенство систем пожаротушения. Вскоре крен на правый борт достиг 20 градусов, корабль потерял возможность принимать и отправлять самолёты.
К шести часам вечера авианосец окончательно потерял ход, и капитан 1-го ранга Като отдал команду покинуть корабль. Для эвакуации экипажа подошли крейсер «Тонэ» и два эсминца сопровождения. Примерно в это время, когда шла эвакуация оставшегося экипажа, несколько американских бомбардировщиков «B-17» сбросили бомбы на неподвижный «Рюдзё». Впрочем, попасть в цель у них так и не получилось, а атака не помешала эвакуации. Крейсеру и эсминцам удалось снять весь экипаж, за исключением около сотни (называется число в 121 человек) погибших.
Дополнительной потерей для японского флота стала утрата самолётов и их пилотов, которые возвращались после атаки на аэродром Гендерсон-Филд. Так как авианосец уже не мог принимать машины, пилоты были вынуждены садиться на воду. Это же касалось и поднятых в воздух истребителей прикрытия.
«Рюдзё» затонул около 20:00 24 августа, его гибель стала ещё одной победой американцев, о которой они узнали только спустя полгода, так как факт затопления корабля не был подтверждён визуально. В то же время с гибелью «Рюдзё» сражение у Восточных Соломоновых островов только началось, но о его ходе и последствиях мы расскажем в как нибудь в другой раз.
Так погиб малый авианосец «Рюдзё», корабль, созданный в начале тридцатых годов, на заре становления авианосцев как боевой силы. И мы не ошибёмся, если скажем, что иного результата боя этого корабля с авианосцами более поздней постройки нельзя было ожидать. И неудивительно, что мнение об его использовании в качестве «приманки» так распространено. На наш взгляд, это более похоже на тактический просчет командующего, который обошёлся так дорого.
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War Two. – Naval Institute Press, Annapolis, Maryland. – 2002.- 403 p.; Stille, M. Imperial Japanese Navy Aircraft Carriers 1921-45/ M.Stille//New Vanguard, №109 – 2005. - 52 p.; Дашьян, А. Все флоты Второй Мировой/А.В.Дашьян, С.В.Патянин, Н.В.Митюков, М.С. Барабанов, В.В.Иванов, А.А.Гайдук. – С.:Яуза: Эксмо, 2012.- 912 с.; Хорикоши, Д. «Зеро!» Японская авиация во Второй мировой войне/Д.Хорикоши, М.Окумия, М.Кайдин. – М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»,1999. – 464 с.; Полмар, Н. Авианосцы: В 2 т. Т.1/Н.Полмар. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 698 с.; Дашьян, А. Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 1)/ А.В. Дашьян //Морская коллекция, № 6 (63) – 2004. – 32 с.; Дашьян, А.Корабли Второй мировой войны. ВМС Японии (Часть 2)/А.В. Дашьян//Морская коллекция, № 7 (64) – 2004. – 32 с.; Чечин, А. Авианосец «Акаги»: от Перл-Харбора до Мидуэя. История создания, конструкция, боевое применение, авиационное вооружение/А.А.Чечин, Н.Н.Околелов //Морская коллекция, № 9 (108) – 2008. – 32 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/ В.В.Иванов //Морская коллекция, №11(68) – 2004. – 32 с.; Апальков, Ю. Боевые корабли японского флота. Линкоры и авианосцы. 10.1918-8.1945 гг.: Справочник /Ю.В.Апальков. – СПб: Дидактика, 1997. – 176 с.; Каторин, Ю. Авианосцы/Ю.Ф.Каторин. – Спб: «Галея Принт», 2010. – 232 с.; Балакин, С. Авианосцы Второй мировой/С.А. Балакин, А.В.Дашьян, М.Э.Морозов. – М.:Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2006. – 256 с.; Больных, А.Авианосцы. Новые владыки морей. Иллюстр. энциклопедия/А.Г.Больных. – М.: Яуза: ЭКСМО, 2013. – 320 с.; Пинак, Е. Японские авианосцы Второй мировой. «Драконы» Перл-Харбора и Мидуэя /Е.Р.Пинак, В.В.Сидоренко. – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2010. – 160 с., материалы сети Интернет.