Найти тему

Подростки и коммуникация: упражнения для развития навыков. Часть 2

С чего начинается любое общение? С разговора. А как его завязать? Предпринять маленькие шажочки.

Упражнение, которое я хочу предложить называется «Small talk». Если вы знакомы с английским, перевод не покажется трудным. А если нет, то объясняю. Дословно фраза «small talk» переводится как маленький разговор, маленькая беседа. Это и есть первый шаг, чтобы научить ребёнка или подростка начать общение с незнакомцами.

Предложите пубертату в течение недели знакомиться с новыми людьми. Каждый день подросток должен знакомиться с кем-то одним. Завести разговор. Причём темы должны быть тоже разные. Внимание, не предлагайте подростку подходить к странным, подозрительным людям и заводить с ними беседу. И вы, и ребенок в первую очередь должны помнить о безопасности.

С кем тогда заводить знакомство? В школе учится и работает много народу. Народ во время перемен ходит по коридорам, посещает столовую. Столовая, между прочим, отличное место для бесед. Стоит ребёнок в очереди, вокруг него сверстники из разных классов. Почему бы не поболтать? Глядишь новый знакомый станет отличным другом или подругой.

Есть два важных навыка, которых не хватает даже взрослым. Это говорить и слушать. Если говорить взрослые более-менее умеют, то слушать умеют далеко не все. Про подростков и говорить нечего. Поэтому развиваем у подросшего ребёнка и у себя за одно эти необходимые навыки.

Для начала попробуйте найти баланс между этими двумя навыками. Вы задумывались когда-нибудь сколько слов в минуту человек произносит? А воспринимает без потери?

Согласно статистическим данным, человек в минуту может говорить от 125 до 190 слов. А воспринимать до трехсот.

На восприятие и понимание беседы влияет темп речи. И вот здесь можно выполнить упражнение. Подростку предлагается вспомнить и записать моменты, когда его внимательно слушали. Пусть запишет, как он понял, что его слушают со вниманием. Необходимо прояснить и эмоциональную сторону. То есть подросток может записать что испытывал во время беседы.

Как я уже упоминала, важно уметь слушать. В психологии есть термин. Называется «активное слушание». Что это такое? Говоря простым языком — интерес к собеседнику. Активное слушание можно развить. Существуют приемы.

Для начала научитесь сами и объясните подростку, что с собеседником необходимо установить зрительный контакт. Человек, который говорит должен ощущать, что его слушают. А как можно этого добиться? Смотреть на него. Если на человека не смотреть, ему кажется будто он говорит в пустоту и другим его слова не интересны.

Следующий приём называется «уточнение». Здесь учим подростка уточнять что-либо у собеседника, если ему непонятно, о чём идёт речь. Иногда при недосказанности мы начинаем фантазировать, додумывать слова собеседника. А он надеется, что его поняли. На самом же деле нет. В итоге возникает недопонимание, а порой и конфликт: “ты же так сказал”/ “нет, я не то имел в виду”.

Продолжение следует.

Подпишитесь на мое сообщество ВКонтакте и получите бонус: медитативную практику "Шаматха". Успокойте разум и найдите внутренний покой! https://vk.com/app5898182_-224026628#u=1791046&s=2609310
Екатерина Ларионова
Психолог - консультант, практикующий психотерапевт психоаналитического направления, групповой аналитик, духовно-центрированный лайф-коуч, мастер медитаций, счастливая мама и жена