Найти тему
ART FLASH Magazine

Инструкция по применению: с чего начать знакомство с фортепианной классикой

Команда ART FLASH

В рамках рубрики «Инструкция по применению» Елизавета Карташева помогла нам разобраться, как правильно слушать фортепианную классику, объяснила, почему происходит подмена понятий «классическая» и «академическая» музыка и рассказала о других тонкостях на пути к поиску «своего» композитора.

Источник: архив пресс-службы
Источник: архив пресс-службы

Что такое «классическая» музыка?

Само понятие «классическая музыка», в глобальном смысле, означает музыку, выдержавшую испытание временем. Во многих жанрах существуют свои классические произведения. Музыкальные композиции таких мастодонтов как Бах, Бетховен или Моцарт, а также их современных последователей точнее относить к академической музыке. Её отличает преемственность мелодических и гармонических принципов, инструментального состава, музыкальных жанров и форм — это опера, соната, симфония и другие.

Почему происходит подмена понятий «классическая» и «академическая музыка»?

Это может быть связано с эпохой классицизма и переводом с латыни слова classicus, как «образцовый». Академическая музыка всегда актуальна, поэтому мы уверенно можем сказать, что её жанры и принципы музыкального поэтому мы уверенно можем сказать, что её жанры и принципы музыкального построения действительно являются образцовыми.

Считается, что музыка Баха, например, сложнее для восприятия, чем музыка Шопена. Стоит ли учитывать мнение музыкальных теоретиков при выборе композиторов или лучше полагаться на собственный вкус?

Шопен и Бах — два гения, которых разделяют эпохи, стилистики которых сильно отличаются. Например, с эпохой барокко связаны имена Баха, Генделя, Вивальди, классицизм запомнился произведениями Моцарта, Бетховена и Гайдна. Говоря о романтизме, мы вспоминаем Чайковского, Шуберта, Шопена, а модернизм — время Стравинского, Прокофьева, Шостаковича.
Каждый композитор — голос эпохи, которую легко может отличить от другой подготовленный слушатель. Для тех, кто только начинает свой путь, совет один — слушать всех и сразу, не останавливаясь на творчестве одного композитора. Именно «поглощение» разных произведений формирует желание к поиску изощрённых ходов и образов и позволяет человеку быстро адаптироваться в музыкальном потоке.

Пётр Ильич Чайковский
Пётр Ильич Чайковский

Может ли «новичок» заметить детали, которые понятны профессиональному музыканту?

У слушателя есть большое преимущество. В отличие от профессионального музыканта, он может с бОльшим успехом наслаждаться той или иной записью или произведением.
Музыку следует слушать сердцем, тогда как профессиональные музыканты, ввиду знаний, не всегда могут себе это позволить.

Действительно ли классическую музыку необходимо слушать вживую?

Разумеется! Но лучше слово «необходимо» заменить на «желательно», потому что не посещать живые концерты — равно ограничивать себя в удовольствии. Что выбрать: живой концерт или запись? Мне кажется, ответ очевиден.

Отличаются ли оригинальные музыкальные композиции от тех, которые воспроизводятся оркестрами или другими музыкантами?

Могут отличаться, если имела место транскрипция (адаптация музыкального материала под тот или иной состав исполнителей). В таких случаях при обозначении авторства указывается фамилия композитора, создавшего оригинальное произведение, и через дефис фамилия транскриптора. Например, «Людвиг ван Бетховен-Ференц Лист», что означает «транскрипция такого-то для такого-то инструмента».

Лист утверждал, что фортепианное изложение способно целиком и полностью заменить оркестровый оригинал, так как клавиатура охватывает весь диапазон оркестра. Однако его «фортепианные партитуры» требуют виртуозного мастерства, далеко не всем пианистам по плечу переложения композитора.
Посоветую свою любимейшую фортепианную транскрипцию к прослушиванию: Бах-Зилоти. Прелюдия си минор.

Сергей Рахманинов
Сергей Рахманинов

С каких произведений или музыкантов стоит начать знакомство с фортепианной классикой?

Существует множество потрясающих фортепианных произведений и, в продолжении предыдущего вопроса, — фортепианных транскрипций. Список мастеров велик: С.В. Рахманинов, П.И. Чайковский, С. Рихтер, Ф. Лист, Ф. Шопен, В.А. Моцарт, Л. ван Бетховен и многие-многие другие.

Можете ли вы порекомендовать книги/подкасты/лекции на тему фортепианной классики?

Атмосферный и познавательный контент музыкального лектория Con Spirito. В Московской филармонии в рамках абонементов проходят концерты-лекции, а в Московской консерватории им. П.И.Чайковского — курсы.

Для профессионалов-музыкантов, я бы посоветовала книгу А. Веберн «Лекции о музыке. Письма».

За какими современными пианистами вы бы рекомендовали следить?

Например, за Даниилом Трифоновым, который к своим 33-м годам достиг серьезных высот и вошёл в историю не только как всемирно востребованный исполнитель, но и как обладатель музыкальной премии Grammy. Юджа Ванг — «летающие пальцы» — пианистка виртуозной техники и эпатажных образов, и также обладательница Grammy. Ожидаю ещё больших высот и наблюдаю за интересным путём финалистов Международного конкурса П.И. Чайковского (2019)  — Александра Канторова (1 место) и Дмитрия Шишкина (2 место).

Даниил Трифонов
Даниил Трифонов

Чего точно не стоит делать, знакомясь с фортепианной классикой?

Главное не пытаться систематизировать этот путь. Не нужно слушать только определённого композитора, изучать определённый жанр или определённую эпоху. Нужно отключить осознанное и включить бессознательное, слушать сердцем. Именно оно подскажет, с какого композитора начать путь к открытию шедевров. Потом появится второй, третий. А дальше — бесконечный путь наслаждений меломана).

А для тех, кто готов перейти от теории к практике, 17 апреля в Большом Звездном зале Московского Планетария пройдёт мультимедийный концерт-перформанс «Невесомость», объединяющий фортепианную музыку, анимацию и полнокупольную графику в уникальный арт-проект.