Найти тему

Две экранизации одной книги. «Театр» С. Моэма

Роман Сомерсета Моэма «Театр» был экранизирован трижды: в 1962 году с Лили Палмер в главной роли, в 1978 году с Вией Артмане и в 2004 году с Аннет Беннинг. Первый из этих фильмов назывался «Очаровательная Джулия», был довольно вялым, и особого интереса не представляет. А вот «Театр» Яниса Стрейча, снятый на Рижской киностудии, и «Быть Джулией», снятый Иштваном Сабо, - фильмы высокого художественного уровня. Их и попробуем сравнить.

"Театр", 1978
"Театр", 1978

Сравнивать прежде всего, пожалуй, нужно с романом, поскольку сами по себе оба фильма необыкновенно хороши. Главную героиню – умную, ироничную театральную звезду, стареющую красавицу Джулию Ламберт играют Вия Артмане и Аннет Беннинг. Они создают диаметрально противоположные образы: Артмане сдержанна, холодна, там, где нужно «надевает» отрепетированную приветливую улыбку. И это, увы, совсем не Джулия Сомерсета Моэма. Аннет Беннинг гораздо ближе к литературному персонажу. В романе Джулия – живая, веселая, ироничная и весьма энергичная особа. Она просто искрится, пытаясь преодолеть внутреннее отчаяние от надвигающейся старости, от потери молодости и красоты. В этом, собственно, и состоит главное отличие двух экранизаций. Роман «театр» - это, по сути, бенефис литературной героини. Здесь не свита делает королеву, а королева – свиту. И поскольку королевы у двух режиссёров разные, то и свиты, и сами фильмы получились непохожими до чрезвычайности. Это вообще две разные истории.

"Театр", 1978
"Театр", 1978

Интересно, но даже такой не особо значимый и не особо прописанный у Моэма персонаж, как Эвис Крайтон отличается в фильмах принципиально и концептуально. Иштвану Сабо даже пришлось чуть изменить знаменитую сцену унижения Эвис на сцене. Ту Эвис, которую играет у него Люси Панч, вряд ли смутил бы красный шарф Джулии, и режиссёр добавил ещё один ход: Джулия меняет реплики, и Эвис теряется, не зная , что отвечать. А вот у Яниса Стрейча с этой сценой всё в порядке, Вия артмане великолепно отыгрывает эффектные манипуляции с красным шарфом.

"Быть Джулией", 2--4
"Быть Джулией", 2--4

Если сравнивать остальных персонажей, то, пожалуй, в латышском варианте они чуть более интересны. Во всяком случае, Эльза Радзиня в роли Долли смотрится аристократичнее и утончённее Мириам Маргулис, да и Илга Витола в роли верной служанки Эви куда забавнее Джульет Стивенсон.

Что касается Тома Феннела - предмета недолгой страсти Джулии, то внешне Ивар Калныньш выигрывает у Шона Эванса с разгромным счётом, а играют они приблизительно одно и то же..

"Бфть Джулией", 2004
"Бфть Джулией", 2004

В общем, свита, пожалуй, у Стрейча получше, но… В этом случае всю игру делает королева – Джулия Ламберт. А она у Аннет Беннинг получилась гораздо ближе к литературному первоисточнику. Да и сыграла она великолепно – «Золотые глобусы» просто так не дают. Но оба фильма, безусловно, великолепны. Просто они совсем разные.