- Вот почему ты такая?! Зачем орёшь на ребенка? Она ждёт от тебя любви, ласки, а ты что делаешь? Ты хочешь, чтобы девочка была зашуганной? - Мать пронизывает дочь своим острым взглядом, наклонив голову. В детстве в такие моменты у Светланы что-то сжималось в животе и хотелось убежать подальше. Но сейчас, когда она стала взрослая, этот взгляд поднимает в ней бурю злости и заставляет орать на мать.
- О какой любви ты говоришь? Я устала как лошадь, ка будто на мне сутки пахали. Голова болит! У меня только одно желание добраться до постели! А эта пигалица визжит как дикая и носится по дому. Дурдооом! Сама и давай ей любовь. У тебя она есть? - Вопрос прозвучал как выстрел.
- Да как ты с матерью разговариваешь? Ишь, выросла, теперь можно на меня орать?
- С тебя беру пример. Ты же на меня орала в детстве? Вот и я по-другому не могу и ору на свою дочь. И вообще, мама, это моя жизнь, я сама в ней разберусь! И дочь моя. Ты уже сделала всё, спасибо... - В голосе Светланы прозвучал упрёк.
- Да я уже не знаю как тебе угодить. И сижу с ребёнком постоянно, убираю, готовлю.
- Спасибо, но это же не чужой ребёнок для тебя. Внучка всё-таки. Где она эта твоя любовь? Я не чувствую. Болтовня одна!
- Хоть бы бы ребёнка постеснялась, такое мне говорить!
И они ещё долго кидаются обидными словами, громко сотрясая воздух хрущёвки. А затем Светлана идёт в ванную, резко хлопнув дверью и оттуда ещё некоторое время слышны шум воды и всхлипывания.
Со стороны создаётся впечатление, что мать и дочь ненавидят друг друга. Но это не так.
На самом деле мама очень сильно мучается чувством вины, что она плохая и вырастила такую дочь, которая орёт на неё и на своего ребёнка. Дочь не счастлива в семейной жизни. Избавиться от чувства вины женщина не может. И поэтому критикой пытается как-то исправить эту картину. Но, увы, только усугубляет конфликт.
Дочь, на самом деле, очень ждёт от мамы слов поддержки, но натыкается на упрёки и от бессилия начинает кидается на мать.
Если человек сильно кричит, значит он испытывает бессилие. Невозможно ничего изменить, поэтому остаётся только орать. И это хорошо, если получается отреагировать криком. Самый худший вариант - это уход в безразличие. Это очень опасная реакция.
Но как остановить это поток взаимных упреков когда всё в таком напряжении? И возможно ли изменить это в одностороннем порядке?
Легче всего это можно сделать как раз одной из сторон. Можно просто выйти из конфликта.
Сейчас объясню как это работает.
Мама и дочь во время конфликта становятся друг для друга триггером личных детских травм. Они давят на «больную мозоль», которая уже превратилась в гноящуюся рану. Мы видим как общаются две взрослые женщины, а по факту, орут друг на друга две маленькие девочки, которые попадают в состояние своего детского бессилия, когда с ними поступали несправедливо и ничего невозможно было изменить.
Так ведет себя травма несправедливости и безысходности.
Поэтому, если одна из сторон примет решение, о том, что я больше не хочу общаться с близкими из состояния травмированный обиженный ребёнок. А пойду-ка я и разберусь с этой травмой к специалисту.
Тогда накал конфликта сразу спадёт и изменится взгляд на ситуацию. Намного легче будет переводить разговор из зоны взаимных обвинений туда, где царит любовь. Потому что научившись разбираться со своими чувствами и управлять ими, человек становится хозяином ситуации.