Центр защиты прав приводит алгоритм действий.
В октябре 2023 года 76-летняя Тамара Спиридонова из Ярославля купила абонемент в один из местных спортивных клубов. Годовое посещение обошлось в 13 000 рублей. Женщина оплатила половину стоимости и успела один раз посетить бассейн. Но качество услуг ее не устроило.
– Вода в бассейне была горячей, поэтому после плавания я чуть не потеряла сознание от подскочившего давления. Пошла в душ – и там беда: из-за поломанных смесителей в одном кране вода слишком холодная, в другом – кипяток. Гардероба нет, а в маленькие шкафчики верхняя одежда не помещается, – пожаловалась пенсионерка.
Спиридонова обратилась к сотрудникам с заявлением, в котором попросила вернуть деньги. Администратор фитнеса ответила, что расторжение договора – услуга платная, стоит 5500 рублей. Пенсионерку такой ответ удивил, поскольку в договоре с клубом черным по белому написано, что вернуть всю сумму можно в течение 14 дней после покупки абонемента.
Не найдя с сотрудниками клуба общий язык, пенсионерка обратилась за правовой помощью в ярославский Центр защиты прав граждан.
– Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Это право гарантировано ст. 32 Закона «О защите прав потребителей». Если исполнитель отказывается возвращать деньги или завышает сумму понесенных расходов – придется обращаться в суд, – пояснил руководитель Центра Алексей Лопарев.
Правозащитники помогли пенсионерке составить досудебную претензию к клубу, в которой со ссылкой на законодательство потребовали вернуть женщине стоимость абонемента. В ответ клуб согласился расторгнуть договор, удержав за одно посещение 1100 рублей. Тамара Спиридонова с этими условиями согласилась.
Центры защиты прав граждан – социальный проект политической партии «Справедливая Россия – За правду», созданный по инициативе председателя партии Сергея Миронова. Проект получил поддержку Президента России Владимира Путина в декабре 2014 года.
Центры работают под эгидой Министерства труда и соцзащиты РФ. Сегодня в 83 регионах страны открыты 111 приемных. В том числе в Донецке и Луганске. Узнать адрес ближайшего Центра можно по ссылке.
За 9 лет правовую помощь в Центрах получили 15 млн 744 тысячи человек. Гражданам вернули 70,1 млрд рублей.
РЕШИЛИ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ УСЛУГИ – ТРЕБУЙТЕ СВОИ ДЕНЬГИ ОБРАТНО!
Гражданин, подписавший Договор на оказание услуг, например, риэлторские или юридические услуги, курсы по иностранному языку, фитнес, имеет право расторгнуть его и вернуть деньги.
Это право гарантируют ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и ст. 782 Гражданского кодекса РФ.
Но в ряде случаев вернут не всю сумму. Исполнитель имеет право удержать фактически понесенные расходы, связанные с исполнением обязательств по Договору.
Если никаких затрат не было, то исполнитель обязан вернуть все деньги заказчика.
ВАЖНО! Отказаться от Договора можно в любой момент, неважно, сколько успел сделать исполнитель. Но помните про понесенные им расходы – заплатить придется, если часть работы сделана и есть подтверждающие это документы.
ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ, НУЖНО:
1. Обратиться с претензией в компанию или ИП, с которой заключили Договор.
Передать претензию можно лично – тогда подготовьте два экземпляра документа, на копии представитель компании поставит отметку о принятии. Или отправьте почтой – ценным письмом с описью вложения.
2. К претензии приложите копии квитанций, подтверждающих оплату заказа, а также копию Договора об оказании услуг.
3. Если компания отказалась возвращать деньги, обратитесь с жалобой в Роспотребнадзор или прокуратуру. Если речь идет о медицинских услугах, то в Росздравнадзор или Минздрав.
4. Этап жалоб в Роспотребнадзор и прокуратуру можно пропустить и сразу обратиться в суд.
Если ответчик – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, то в суде можно потребовать потребительский штраф в размере 50% от присужденной суммы за отказ добровольно удовлетворить требования потребителя (ч. 6 ст.13 Закона РФ «О защите прав потребителей»), компенсацию за понесенный моральный ущерб (ст. 15 Закона «О защите прав потребителей»), неустойку (ст.28, 31 Закона «О защите прав потребителей») и судебные расходы.
ВАЖНО! Исполнитель обязан рассмотреть претензию и ответить в течение 10 дней с момента ее получения. Этот период указан в ст. 31 Закона РФ «О защите прав потребителей». Если компания не ответит в указанный срок, то потребитель имеет право требовать выплатить помимо основной суммы неустойку (пеню) за каждый день просрочки.
Автор статьи: Наталья Филатова