Найти тему
Субъективный путеводитель

Улица Церетели. Грузинский след Владикавказа и просвещение горцев.

Улица Церетели во Владикавказе когда-то называлась Крепостной, так как проходила сквозь почти без остатки исчезнувшую крепость. Переименовали её, конечно, не в честь московского скульптора, а в честь Акакия Церетели - грузинского мыслителя 19 века, на пару с Ильё Чавчавадзе - основоположника национальной идеи.

Во Владикавказе, как я понимаю, он бывал лишь проездом, но раз уж сам город назывался Орджоникидзе - как же не породнить его топонимику с городами по ту сторону гор? Но расположение! Окна поликлиники МВД (кадр выше) выходят на густую зелень, скрывающую Военный госпиталь, который, занимает он не что иное, как Дворец начальника Терской области (1865), некогда главное здание города с башней, похожей на донжон.

-2

Вниз (если выйти из Музейного переулка - направо) вдоль улицы спускается прикрытая ветвями Владикавказская классическая мужская гимназия (1889, ныне гимназия №5), где учился цвет осетинской культуры, а из всероссийских имён - армянин Евгений Вахтангов.

-3

Выше, наискось от медсанчасти - Епархиальное управление с Князь-Владимирским храмом (1911), восстановленное лет 5 назад.

-4

Храм внутри неожиданно велик и необычен, и даже алтарь его неканонически смотрит на юг:

-5

По соседству - бывшая Школа Грузинского общества (1888-90), составлявшего тогда 6% населения Владикавказа против 7% осетин. Основал её местный чиновник Михаил Кипиани не без участия Хетагурова: в те годы осетин и грузин ещё были "братья навек", а на открытие школы приезжали из Тифлиса другие герои его теперешней топонимики Илья Чавчавадзе и Яков Гогебашвили. Пристройка справа - храм Святой Нины (1898), так и не восстановленный после закрытия в 1937 году. А между тем, в нём в 1933 был крещён Ираклий Гудушаури-Шиолашвили - с 1977 года католикос-патриарх Илья II, и надо слышать, с каким осязаемым уважением грузины о нём говорят. Ну а на мемориальной доске - давно въевшаяся красная краска...

-6

Школы вдоль улицы Церетели стояли, как вагоны - следующее здание было Епархиальными женским училищем (1898), и можно представить, как за глаза дразнят базирующийся в нём ОМОН:

-7

Последний вагон - историческое Горско-Пушкинское общежитие (1899), которым владела организация с не простым, но понятным названием "Общество по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области". Оно родился в 1882 году из терзаний просвещенных осетин о своих соплеменниках, и у истоков Общества стоял цвет терской интеллигенции - вездесущий Коста Хетагуров, знакомые нам по прошлой части этнограф Джантемир Шанаев и русская меценатка Варвара Шредерс, градоначальник Гаппо Баев и другие...

Ещё - грузин Михаил Кипиани (тогда ещё не создавший свою школу) и даргинец Магомед Далгат - первый горец с университетским образованием на медицинских факультетах Москвы и Вюрцбурга. Но всё же активнее всего ОпРОиТСсГТО работало с осетинами, переводя на их язык книги, устраивая выездные лекции в аулах и построив на пожертвование это общежитие для тех, кто хотел учиться в городе, но не имел денег снять угол. В 1909 году здание отошло 2-му Реальному училищу, а известнейшим его выпускником стал советский полководец Исса Плиев.

-8

Теперь тут библиотека СОГУ с вот таким памятником в духе паниранизма у входа:

-9

Северо-Осетинский университет им. Коста Хетагурова появился в 1920 году - сначала как Терский институт народного образования, затем - как его же Горский практический институт (по Горской АССР). В 1938 он стал Северо-Осетинским пединститутом, и наконец 1969 году университетом. Его первым зданием была всё та же Ольгинская гимназия из начала поста - теперь там физмат. А в конце улицы Церетели за улицей Ватутина раскинулся основной кампус.

-10