Именно следуя природе своих способностей возможно раскрыться и преуспеть, реализоваться в своём деле. И успех возможен именно тогда, когда на первое место ставится не выбор, продиктованный системой, отчасти по соображениям её целей, а выбор индивида, определяющийся его сильной стороной.
Звучит, как философия. Ведь на практике отстоять своё право на индивидуальный путь становления в музыке не так легко, тем более в довольно жёстких рамках традиционной отечественной образовательной субординации (учитель-ученик).
🍀 Рада вновь поделиться своими мыслями с дорогими читателями! Благодарю за лояльность и внимание к материалам канала!
👋Всегда рядом 🎹
Содержание
Вступление
- Быть собой, значит – быть сильнее
- «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»
- Проблема исполнительской интерпретации, или игра «по правилам»
- Когда конкурсы становятся машиной-конвейером обезличивания
Вступление
Для меня как преподавателя «нового поколения», чрезвычайно дорог и почитаем опыт моих учителей, которым я бесконечно благодарна за все усилия и труд, вложенные в моё становление.
При этом важно отметить, что мне удивительно повезло, ведь начиная с обучения в ССМШ мне посчастливилось учиться по разным проф. дисциплинам у преподавателей и профессоров с очень широким взглядом на жизнь и профессию, и свободным, многогранным подходом к ученикам и самому предмету, что впоследствии воспитало соответствующее поколение специалистов.
Возможно, именно это позволяет мне сейчас некоторое свободомыслие и готовность искать и принимать для себя новые стратегии в преподавательской деятельности.
Однако, помимо одной стороны луны, всегда неизбежно существует другая, которая сейчас вызывает тревогу за будущее музыкальной педагогики и образования в целом, что в итоге не может не отразиться на состоянии культуры в стране и актуализации роли искусства. Речь о тенденции его качественного усреднения, всё большем нарастании бюрократического кома при этом пропорционально противоположном коэффициенте полезного действия.
Это когда трудно, планка опускается ниже и многое становится легче, но уровень при этом слабеет, однако становится доступным для большинства. Но в итоге, в этом большинстве всё труднее проявлять индивидуальность, т. к. она рассматривается как отклонение от нормы.
1. Быть собой, значит – быть сильнее
Работать над своими менее сильными сторонами безусловно важно, чтобы сохранять баланс. Но именно открытая возможность музыканта проявить свои преимущества, сильную сторону своих данных и наработок в профессии – всегда для него источник сил и уверенности в себе, в своих профессиональных ресурсах.
Это способствует развитию, и это актуально для всех, и учащихся, и уже давно выучившихся.
Но вот в чём фокус. Ведь если студент замкнутый лирик, весь такой певучий и «легатный», ему, конечно же, могут дать одну из сонат Прокофьева, экспрессивную, кричащую и наверняка именно ту, где практически отсутствует всякая лирика, даже специфическая прокофьевская. Вот так. Диета. И в полном стрессе и ужасе учащемуся необходимо вывернуть своё нутро наизнанку и прожить в «чужой шкуре», чтобы чему-то научиться.
А пригодится ли ему этот опыт?
Или же если другой студент кипит и рычит, ему вероятнее всего предоставят играть что-то из Шопена максимально шопеновское, а потом после всех тяжёлых испытаний усмирения его внутреннего «голодного зверя», ему в итоге объявят: «И всё-таки… Шопен, это не Ваше!»
И это не издевательство над учащимися, это тяжёлый путь становления через преодоление, чтобы потом с получением свободы выбора, играть то, что по душе. Но… Не каждый достигает этого уровня с сохранением желания играть в принципе. И потом, верится мне, из этих закалённых, опытных музыкантов получаются чуткие, прогрессивные педагоги! Мне верить хочется.
2. «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»
В музыке, как в любой области, существуют вещи подобные таблице умножения в математике. Их нужно знать, как базу, выучив раз и навсегда. Но то, каким образом применять эти знания, как их комбинировать и разрабатывать, для каких целей они становятся нужными музыканту – полностью выбор самого исполнителя или же композитора. Не существует единого верного пути и правил становления мастером в своей области. У каждого своя судьба, свой дар проявлять личные способности и выражать себя, развивать, раскрывать свой потенциал, направляя его исходя из личных ощущений.
Однажды Дмитрий Шостакович сказал Софии Губайдуллиной: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём».
В этих словах благословение.
Это же касается и пианистов, и музыковедов, и, конечно, композиторов и вообще – многих представителей искусства. Ибо в нём не существует «неправильных» путей.
Можно провести параллель со знаменитыми модельерами ХХ столетия, такими как Поль Пуаре, Пьер Карден, или художниками Модильяни и Пикассо, и многими другими. Все они смогли донести обществу свои идеи лишь потому, что выражали исключительно себя, в чистом виде, своё виденье с полной убеждённостью того, что им это необходимо, несмотря на любые обстоятельства. Изначально им, а не обществу.
Ведь если ориентироваться на запросы и одобрение общества, то во многих случаях можно отказаться от себя, от своей индивидуальности.
Сложный путь, но, возможно, единственный для того, чтобы максимально реализовать своё предназначение – ориентироваться на свою персональную творческую, интеллектуальную природу, на личную необходимость её выражения.
В этом заключена та энергия, которая способна убеждать зрителя, слушателя, безусловно привлекать его внимание.
3. Проблема исполнительской интерпретации, или игра «по правилам»
Понятие музыкального воспитания в заголовке равно музыкальному образованию, его системе, в которой за долгий путь его отечественной истории укоренились как прогрессивные программы развития, так и стереотипность подхода к ученику, его профессиональным данным и тому, как они проявляются.
Второе не исключает первого, но в данной статье рассматриваю именно тот принцип формирования музыканта в системе муз образования, который по сути мешает ему действовать как индивидуальности.
За время обучения учащийся, студент обрастает огромным количеством комплексов «недо-» (-учил) и «пере-» (-учил), что в итоге он теряет своё инстинктивное ощущение того, каким именно должно быть то или это, что ему диктует личное, внутреннее интуитивно-профессиональное начало, которое не всегда поддаётся рациональному объяснению, хоть и развивается в процессе познавания конкретных музыкально-научных структур (музыкальная нотация, принципы музыкального-исполнительского мышления и прочее).
На более зрелых этапах формирования музыканта появляется стигматизация, прессование исполнителя по принципам соответствия или не соответствия его подхода к интерпретации той или иной музыки.
Например, когда Шопена якобы играют как Бетховена, а Бетховена – как Шопена. Когда Шопен в исполнении кажется более бурным и мужественным, чем это позволено, а Бетховен звучит недостаточно структурированным и выходит за рамки канонически принятого исполнения классики.
Аргументирую относительность позиции по отношению к Бетховену – ведь на поздних этапах своего творчества он сформулировал уникальный романтический композиторский язык, что также отразилось и на расширении рамок классической формы и, естественно – исполнительских приёмов. Они стали более свободными, позволяющими проявлять что-то более внутреннее, субъективное, глубокое, лично-эмоциональное, не «игрушечное» и лишь приятное, как прежде развлекающее общественно-элитарное ухо.
Так вот. Где оно, чёткое представление о правильности интерпретации?
И, как следствие, где тот критерий, по которому возможно безошибочно судить об исполнении того или иного пианиста?
Безусловно, есть неприкосновенное, почти святое понятие соответствия композиторского замысла и исполнительской реализации, но именно исполнительская интерпретация может значительно углубить и раскрыть зашифрованный в нотации «генокод» музыкального произведения.
И как это странно и нелепо, когда в большинстве случаев жёстко критикуются и отрицаются любые интерпретации помимо принятых!
4. Когда конкурсы становятся машиной-конвейером обезличивания
В моей статье само по себе всплывает множество вопросов, которые всё же остаются открытыми. Ведь иначе статья больше будет похожа на диссертацию.
В заключение, для наглядности проблематики статейной темы, приведу простой пример из жизни, который отчасти подвигнул меня на данную публикацию.
Случайно в общественном транспорте моё внимание привлекла беседа о фортепианных конкурсах. Две интеллигентные девушки, по-видимому студентки, делились своими мыслями о конкурсном «спорте», о том, насколько сравнивание исполнителей друг с другом становится чуть ли не единственным критерием оценки исполнения участников, и насколько это травмирует молодых, начинающих пианистов.
Безусловно, так бывает не всегда и не везде! Но, случается.
Естественно, конкурс и есть соревновательный процесс, но на мой взгляд это должно быть лишь поддерживающим аспектом мероприятия, привносящим в него долю азарта и игры. Ведь цель не в проигрыше и не в победе (речь о смотрах-конкурсах для учащихся).
Конкурсант заявляет о своём таланте, о своей индивидуальности и уровне своей работоспособности, а целью самого конкурса, в свою очередь, является выявление и поддержка этих талантов! А не остригание и прессование.
К сожалению, в таком случае конкурс, по сути, становится инструментом дрессуры и машиной-конвейером обезличивания и в некотором смысле обесценивания для многих участников (без учёта тех, кто честно проиграл по причине своей фактической неготовности). И в этом случае, даже тот, кто побеждает, по сути, оценивается лишь по размеру цены ему проигравших.
Возможно, пришло время что-то менять… Догмы изживают себя…
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!
Анастасия Шляховая
Мои уроки:
Также статьи: