Найти тему

Хочешь быть успешным – будь собой, или Шаблонность музыкального проф. воспитания как инструмент подавления индивидуальности

Именно следуя природе своих способностей возможно раскрыться и преуспеть, реализоваться в своём деле. И успех возможен именно тогда, когда на первое место ставится не выбор, продиктованный системой, отчасти по соображениям её целей, а выбор индивида, определяющийся его сильной стороной.

Звучит, как философия. Ведь на практике отстоять своё право на индивидуальный путь становления в музыке не так легко, тем более в довольно жёстких рамках традиционной отечественной образовательной субординации (учитель-ученик).

🍀 Рада вновь поделиться своими мыслями с дорогими читателями! Благодарю за лояльность и внимание к материалам канала!

👋Всегда рядом 🎹

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Содержание

Вступление

  1. Быть собой, значит – быть сильнее
  2. «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»
  3. Проблема исполнительской интерпретации, или игра «по правилам»
  4. Когда конкурсы становятся машиной-конвейером обезличивания

Вступление

Для меня как преподавателя «нового поколения», чрезвычайно дорог и почитаем опыт моих учителей, которым я бесконечно благодарна за все усилия и труд, вложенные в моё становление.

При этом важно отметить, что мне удивительно повезло, ведь начиная с обучения в ССМШ мне посчастливилось учиться по разным проф. дисциплинам у преподавателей и профессоров с очень широким взглядом на жизнь и профессию, и свободным, многогранным подходом к ученикам и самому предмету, что впоследствии воспитало соответствующее поколение специалистов.

Возможно, именно это позволяет мне сейчас некоторое свободомыслие и готовность искать и принимать для себя новые стратегии в преподавательской деятельности.

Однако, помимо одной стороны луны, всегда неизбежно существует другая, которая сейчас вызывает тревогу за будущее музыкальной педагогики и образования в целом, что в итоге не может не отразиться на состоянии культуры в стране и актуализации роли искусства. Речь о тенденции его качественного усреднения, всё большем нарастании бюрократического кома при этом пропорционально противоположном коэффициенте полезного действия.

Это когда трудно, планка опускается ниже и многое становится легче, но уровень при этом слабеет, однако становится доступным для большинства. Но в итоге, в этом большинстве всё труднее проявлять индивидуальность, т. к. она рассматривается как отклонение от нормы.

1. Быть собой, значит – быть сильнее

Работать над своими менее сильными сторонами безусловно важно, чтобы сохранять баланс. Но именно открытая возможность музыканта проявить свои преимущества, сильную сторону своих данных и наработок в профессии – всегда для него источник сил и уверенности в себе, в своих профессиональных ресурсах.

Это способствует развитию, и это актуально для всех, и учащихся, и уже давно выучившихся.

Но вот в чём фокус. Ведь если студент замкнутый лирик, весь такой певучий и «легатный», ему, конечно же, могут дать одну из сонат Прокофьева, экспрессивную, кричащую и наверняка именно ту, где практически отсутствует всякая лирика, даже специфическая прокофьевская. Вот так. Диета. И в полном стрессе и ужасе учащемуся необходимо вывернуть своё нутро наизнанку и прожить в «чужой шкуре», чтобы чему-то научиться.

А пригодится ли ему этот опыт?

Или же если другой студент кипит и рычит, ему вероятнее всего предоставят играть что-то из Шопена максимально шопеновское, а потом после всех тяжёлых испытаний усмирения его внутреннего «голодного зверя», ему в итоге объявят: «И всё-таки… Шопен, это не Ваше!»

И это не издевательство над учащимися, это тяжёлый путь становления через преодоление, чтобы потом с получением свободы выбора, играть то, что по душе. Но… Не каждый достигает этого уровня с сохранением желания играть в принципе. И потом, верится мне, из этих закалённых, опытных музыкантов получаются чуткие, прогрессивные педагоги! Мне верить хочется.

2. «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём»

В музыке, как в любой области, существуют вещи подобные таблице умножения в математике. Их нужно знать, как базу, выучив раз и навсегда. Но то, каким образом применять эти знания, как их комбинировать и разрабатывать, для каких целей они становятся нужными музыканту – полностью выбор самого исполнителя или же композитора. Не существует единого верного пути и правил становления мастером в своей области. У каждого своя судьба, свой дар проявлять личные способности и выражать себя, развивать, раскрывать свой потенциал, направляя его исходя из личных ощущений.

Однажды Дмитрий Шостакович сказал Софии Губайдуллиной: «Я вам желаю идти вашим „неправильным“ путём».

В этих словах благословение.

Это же касается и пианистов, и музыковедов, и, конечно, композиторов и вообще – многих представителей искусства. Ибо в нём не существует «неправильных» путей.

Можно провести параллель со знаменитыми модельерами ХХ столетия, такими как Поль Пуаре, Пьер Карден, или художниками Модильяни и Пикассо, и многими другими. Все они смогли донести обществу свои идеи лишь потому, что выражали исключительно себя, в чистом виде, своё виденье с полной убеждённостью того, что им это необходимо, несмотря на любые обстоятельства. Изначально им, а не обществу.

Ведь если ориентироваться на запросы и одобрение общества, то во многих случаях можно отказаться от себя, от своей индивидуальности.

Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Сложный путь, но, возможно, единственный для того, чтобы максимально реализовать своё предназначение – ориентироваться на свою персональную творческую, интеллектуальную природу, на личную необходимость её выражения.

В этом заключена та энергия, которая способна убеждать зрителя, слушателя, безусловно привлекать его внимание.

3. Проблема исполнительской интерпретации, или игра «по правилам»

Понятие музыкального воспитания в заголовке равно музыкальному образованию, его системе, в которой за долгий путь его отечественной истории укоренились как прогрессивные программы развития, так и стереотипность подхода к ученику, его профессиональным данным и тому, как они проявляются.

Второе не исключает первого, но в данной статье рассматриваю именно тот принцип формирования музыканта в системе муз образования, который по сути мешает ему действовать как индивидуальности.

За время обучения учащийся, студент обрастает огромным количеством комплексов «недо-» (-учил) и «пере-» (-учил), что в итоге он теряет своё инстинктивное ощущение того, каким именно должно быть то или это, что ему диктует личное, внутреннее интуитивно-профессиональное начало, которое не всегда поддаётся рациональному объяснению, хоть и развивается в процессе познавания конкретных музыкально-научных структур (музыкальная нотация, принципы музыкального-исполнительского мышления и прочее).

На более зрелых этапах формирования музыканта появляется стигматизация, прессование исполнителя по принципам соответствия или не соответствия его подхода к интерпретации той или иной музыки.

Например, когда Шопена якобы играют как Бетховена, а Бетховена – как Шопена. Когда Шопен в исполнении кажется более бурным и мужественным, чем это позволено, а Бетховен звучит недостаточно структурированным и выходит за рамки канонически принятого исполнения классики.

Frances Hodgkins. «Урок фортепиано». Иллюстрация категории лицензии Creative Commons
Frances Hodgkins. «Урок фортепиано». Иллюстрация категории лицензии Creative Commons

Аргументирую относительность позиции по отношению к Бетховену – ведь на поздних этапах своего творчества он сформулировал уникальный романтический композиторский язык, что также отразилось и на расширении рамок классической формы и, естественно – исполнительских приёмов. Они стали более свободными, позволяющими проявлять что-то более внутреннее, субъективное, глубокое, лично-эмоциональное, не «игрушечное» и лишь приятное, как прежде развлекающее общественно-элитарное ухо.

Так вот. Где оно, чёткое представление о правильности интерпретации?

И, как следствие, где тот критерий, по которому возможно безошибочно судить об исполнении того или иного пианиста?

Безусловно, есть неприкосновенное, почти святое понятие соответствия композиторского замысла и исполнительской реализации, но именно исполнительская интерпретация может значительно углубить и раскрыть зашифрованный в нотации «генокод» музыкального произведения.

И как это странно и нелепо, когда в большинстве случаев жёстко критикуются и отрицаются любые интерпретации помимо принятых!

4. Когда конкурсы становятся машиной-конвейером обезличивания

В моей статье само по себе всплывает множество вопросов, которые всё же остаются открытыми. Ведь иначе статья больше будет похожа на диссертацию.

В заключение, для наглядности проблематики статейной темы, приведу простой пример из жизни, который отчасти подвигнул меня на данную публикацию.

Случайно в общественном транспорте моё внимание привлекла беседа о фортепианных конкурсах. Две интеллигентные девушки, по-видимому студентки, делились своими мыслями о конкурсном «спорте», о том, насколько сравнивание исполнителей друг с другом становится чуть ли не единственным критерием оценки исполнения участников, и насколько это травмирует молодых, начинающих пианистов.

Безусловно, так бывает не всегда и не везде! Но, случается.

Естественно, конкурс и есть соревновательный процесс, но на мой взгляд это должно быть лишь поддерживающим аспектом мероприятия, привносящим в него долю азарта и игры. Ведь цель не в проигрыше и не в победе (речь о смотрах-конкурсах для учащихся).

Конкурсант заявляет о своём таланте, о своей индивидуальности и уровне своей работоспособности, а целью самого конкурса, в свою очередь, является выявление и поддержка этих талантов! А не остригание и прессование.

К сожалению, в таком случае конкурс, по сути, становится инструментом дрессуры и машиной-конвейером обезличивания и в некотором смысле обесценивания для многих участников (без учёта тех, кто честно проиграл по причине своей фактической неготовности). И в этом случае, даже тот, кто побеждает, по сути, оценивается лишь по размеру цены ему проигравших.

Возможно, пришло время что-то менять… Догмы изживают себя…

~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~ <<<🎵>>> ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~

Благодарю за Ваше Внимание! Каждый подписчик важен для существования канала!

Анастасия Шляховая

Мои уроки:

Также статьи:

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц