В школе, помимо учителей, завучей и директора, есть еще две важные педагогические должности: педагог-психолог и социальный педагог. Ученики общаются с ними гораздо меньше, чем с преподавателями-предметниками, многие даже путают эти должности или же вообще не видят разницы между ними, однако роль этих педагогов в образовательном процессе велика. Разбираемся, какие функции у педагога-психолога и социального педагога и чем они отличаются.
Чем занимается школьный психолог
Психолог - это сотрудник школы, который работает с душевным состоянием детей, их поведением, помогает наладить отношения с коллективом и учителями, решать конфликты, участвует в личностном развитии детей. Хотя в основном деятельность педагога-психолога направлена на учеников, причем как индивидуально, так и коллективно, на этом сфера его обязанностей не ограничивается. Психолог отвечает за доброжелательную рабочую атмосферу во всем школьном коллективе, а потому он взаимодействует со всеми участниками учебного процесса - в том числе с учителями и родителями.
Ниже мы подробно рассмотрим, в чем заключаются обязанности психолога по отношению к каждому из участников.
В нашем бесплатном боте для родителей в телеграм жизненные ситуации и реальная помощь.
Индивидуальная работа с ребенком
Школьный психолог должен уметь находить подход к каждому ребенку, помогать им решать трудности в учебной жизни, взаимоотношениях с учителями и учениками, развивать свои сильные стороны. Для этого у педагога-психолога есть следующие инструменты.
Диагностика и тестирование. Диагностика - один из способов получить представление о ребенке и его состоянии. Подобная процедура зачастую представляет собой психологическое тестирование. Она позволяет точно установить:
- эмоциональное состояние ребенка на данный момент;
- насколько у подростка хорошая память и развитое внимание;
- общий уровень развития ученика и т.д.
- Психологическое сопровождение. Это особое регулярное взаимодействие между педагогом-психологом и учеником, направленное на оказание помощи при адаптации к школьной жизни и в обучении непосредственно. Психологическое сопровождение предотвращает возможные конфликты между детьми, а также нежелательное поведение подростков, помогает детям раскрыть таланты, развивать их и использовать.
- Коррекция поведения. К психологу часто отправляют детей, чье поведение систематически нарушает принятые нормы: например, ребенок агрессивен, постоянно обижает одноклассников, не может найти контакт с учителями, портит школьные вещи и вещи других учеников и т.д.
- Индивидуальное консультирование. Наконец, к педагогу-психологу ребенок может обратиться и в индивидуальном порядке, если ему требуется помощь или совет.
Работа с группами и классом в школе
- Групповое консультирование. Иногда психолог может проводить беседы не с одним человеком, а со всем коллективом. Например, если в классе нездоровая атмосфера, кто-то из детей подвергается травле, психолог обязательно проводит работу со всеми детьми, чтобы наладить отношения между учениками.
- Групповое тестирование. Диагностики проводятся не только для отдельных учеников, но и для всего класса.
- Психопрофилактика. Психолог проводит с детьми беседы о вреде курения, алкоголя или наркотиков, чтобы предотвратить употребление подобных веществ.
Как школьный психолог работает с родителями
- Психологическое просвещение. Психолог проводит беседы не только с учениками, но и с их родителями. Он может проводить занятия в рамках различных школьных мероприятий.
- Консультирование. Школьный психолог может давать советы семьям по вопросам эмоционального состояния детей, развития подростков, их обучения, профориентации, взаимоотношений между детьми и взрослыми.
Подробнее в статье на нашем блоге:
- как школьный психолог работает с учителями
- когда нужно обратиться к школьному психологу
- чем отличаются психолог и педагог-психолог
- кто такой социальный педагог
Полезная информация в наших социальных сетях: