Февраль 1917 в 25 картинах и рисунках, или «Такой улицы надо столетиями дожидаться!»
12 Марта (27 февраля старого стиля) — день Февральской революции. В СССР 20-х годов — один из государственных праздников. И праздник 12 Марта тогда не просто официально отмечался, но и вошёл в быт: например, Антон Макаренко в «Педагогической поэме» мельком упоминает о «конфетах, заготовленных к празднику Февральской революции».
1917 год. На плакате надпись «Рухнул произвол и порваны цепи»
Борис Кустодиев (1878—1927). 27 февраля 1917 года. 1917
Одним из первых русских художников, кто запечатлел Февраль на холсте, был Борис Кустодиев (1878—1927). Он принял революцию с огромной радостью. Увы, к её моменту живописец уже был инвалидом, прикованным к постели. В некоторые дни от болей он не мог даже сидеть в кресле-коляске, в котором рисовал... Поэтому революцию он мог наблюдать только из окна собственного дома, откуда и запечатлел её на холсте. Дочь художника Ирина рассказывала, как он писал эту картину: «Итак, я подкатила коляску. Подставила мольберт. В мастерской была тишина, а за окном кипела жизнь. Кто-то кричал. Бурлила толпа... Отец писал около трёх часов. Пока не ушло солнце. Когда я увидела его глаза, они были влажны. Подумав, что у него начались боли, я принесла лекарство.
— Ирочка, ты не понимаешь, что это за счастье, что у нас в Петербурге я вижу красные флаги свободы!»
Кустодиев признавался в письме: «Никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу — ведь „такой“ улицы надо столетиями дожидаться!»
Другим художникам в этом смысле, конечно, «повезло» больше: они могли бродить по этим необыкновенным революционным улицам и всё видеть собственными глазами.
Дмитрий Николаев (1875—1941). Февраль 1917 года
Особенно много картин о Феврале написал Иван Владимиров (1869/1870—1947), но надо заметить, что Февраль этот художник принял настороженно, а вскоре почти целиком переключился на слезливое живописание страданий «бывших» людей — генералов, офицеров, сановников, князей, священников, купцов и т.п., пострадавших от революции.
Иван Владимиров (1869/1870—1947). Долой орла! 1917
Иван Владимиров. Долой орла! 1917
Иван Владимиров. Сжигание орлов и царских портретов. 1917
Тут мы видим характерный элемент Февраля — уничтожение знаков и символов царской власти.
Комментарии на открытках тех дней:
Иван Владимиров. Отречение Николая II от престола
Отречение от престола Владимиров, разумеется, видеть не мог, и эту его вольную фантазию я уже как-то критиковал: депутат-монархист Василий Шульгин, принимавший отречение, никак не мог бы вразвалочку сидеть в тот момент, когда государь перед ним стоял навытяжку, а уж что он мог дымить в этот момент папироской — это вообще из разряда ненаучной фантастики! Примерно такова же «историческая достоверность» и остальных деталей картины Владимирова (да, признаться, и многих других его картин).
Иван Владимиров. Войска Петрограда. 1917
Иван Владимиров. Февральские дни на рабочих окраинах. 1917
На этой картине Владимирова мы видим целое олицетворение Февральских дней, которое вызывало у одних бурный восторг, а у других лютую ненависть. «Вооружённый грузовик»!
Иван Владимиров. Арест генералов в Феврале 1917 года. 1928
Вот этот грузовик опять в центре внимания:
И здесь:
Владимир Кузнецов (1874—1960). Февральские дни 1917 года. 1928
«Вооружённый грузовик» — это такой же устойчивый, как теперь бы сказали, мем Февраля, ныне прочно позабытый, как и «лузгание семечек». О, как же люто, страстно вся «приличная» буржуазная публика ненавидела и то, и другое! Причём обозначали эти мемы, как ни забавно, практически одно и то же. Современный читатель опять удивится: как лузгание семечек может быть синонимом вооружённого грузовика? А вот может...
Отголоски этой ненависти к грузовикам мы находим в мемуарах очевидцев тех дней. У монархиста Шульгина читаем о днях Февраля: «Минутами толпу прорезали кошмарные огромные животные, ощетиненные и оглушительно рычащие… Это были автомобили-грузовики, набитые до отказа революционными борцами… Штыки торчали во все стороны, огромные красные флаги вились над ними. Какое отвращение…»
А вот революционная открытка Февраля 1917 года, наоборот, восторженно прославлявшая эти самые грузовики («Вооружённый грузовик готов в любой момент прийти на помощь борцам за свободу», — гласит подпись):
Почтовая открытка 1917 года, изображающая «вооружённый грузовик»
Ещё одно художественное изображение того же самого «февральского» грузовика:
Луи де Робьен (1888—1958). Петроград, 1917 год
Ну, а как же всё-таки лузгание семечек могло быть синонимом грузовика? Очень просто: и то, и другое воплощало собой саму стихию Анархии, её «звериный лик». Разнузданную «солдатню», которая вместо того, чтобы слушаться офицеров, самоуправствовала, катаясь на грузовиках, и нагло плевала на дисциплину подсолнечной шелухой.
Георгий Савицкий и Александр Белый запечатлели ещё один важный момент Февраля — арест городовых.
Георгий Савицкий (1887—1949). Арест городового (в Феврале 1917 года)
Александр Белый (1875–1934). Рабочая молодёжь Питера в Февральские дни 1917-го. 1932
Тот же момент на почтовой открытке тех дней:
Почтовая открытка Февраля 1917 года
Ещё одна характерная для изображений эпохи Февраля сценка – засада городовых, стреляющая в уличную толпу.
Евгений Ильин (1904–1982). Полицейская засада. Февраль 1917 года. 1943
Вячеслав Зауерлендер (1864–1938). Полицейская засада в февральские дни 1917 года. 1917
Более того, тогда же эта картинка дополнилась участием в ней священников – потому что стрельба по толпе, как считалось, велась с колоколен. В 1930 году в СССР был тиражом в 40 тысяч экземпляров напечатан плакат Николая Когоута (1891—1959) «Крестом и пулемётом. Февральские дни 1917 года», который воспроизводил вот этот рисунок того же автора:
Николай Когоут. Линейный пулемётный «божий гнев» с божьей колокольни
Возможно, кто-то решит, что это выдумка безбожных большевиков? Нет, если и выдумка, то отнюдь не большевиков. Вот рисунок из либерального (так!) журнала «Новый Сатирикон», номер 14 за 1917 год.
Рисунок Б. Антоновского. 1917 год. «В дни революции много пулемётов стояло на колокольнях, откуда и обстреливался восставший народ». «Один из «батюшек»:
— Мы привыкли смирять народ «этим» или «этим»!»
Таково было отношение либералов к православной церкви в Феврале 1917 года. Нередко забывают об этом, поскольку не прошло и года, как оно поменялось на диаметрально противоположное: церковь и либералы внезапно оказались союзниками против тех самых большевиков...
Вот ещё одна живая сценка из Февраля 1917-го на тему противостояния городовых и революционного народа:
Рудольф Френц (1888—1956). На Знаменской площади в дни Февральской революции 1917 года. 1931—1934
Дело происходит у памятника Александру III на Знаменской площади в Петрограде. Оттуда же и такие сценки Февраля:
Александр Алексеев. Февраль 1917. 1940
Георгий Савицкий. Февральские дни в Петрограде. 1917 год
Ещё пара сценок из Февральских дней. Революция в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки):
Валентин Печатин (1920—2006). Февральская революция в Гельсингфорсе. 1956
Пётр Ивановский (1906—1958). М.И. Калинин выступает перед рабочими у Финляндского вокзала 27 февраля 1917 года. 1939
Речь большевика Калинина плавно переводит нас к теме Октября 1917 года. Но это, как говорится, уже совсем другая история...
Лайкните, если понравился материал!