Найти тему
АиФ-Омск

Все мы немного вампиры. Историю графа Дракулы поставили на омской сцене

   На сцене много колоритных персонажей.
На сцене много колоритных персонажей.

При огромной занятости этих актёров по основному месту работы в театре драмы у них ещё и множество как сольных, так и совместных проектов.

Как Александр Гончарук, Олег Берков и Степан Дворянкин умудряются и концерты давать, и экскурсии по театру водить, и преподавать, и... . в общем, много чего ещё делать – загадка. Такое ощущение, что у них в сутках не 24 часа либо они не спят в принципе, ибо репетируют по ночам.

Мюзикл о бессмертии

Так или иначе, 11 марта они вновь представили премьеру, поставленную Ольгой Красковой (её предыдущие работы с этой командой успешно идут на сцене Дома актёра – это «Секрет Дориана Грея» и «Непростая жизнь, огромная любовь и великий дар Фриды Кало»).

На этот раз режиссёр вдохновилась историей о Дракуле, но это авторская сценическая версия, более того, это ещё и мюзикл! И поставили его на непривычной для омского зрителя сцене – ДИ им. Малунцева.

   Александр Гончарук в роли графа Дракулы. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
Александр Гончарук в роли графа Дракулы. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Ольга Краскова так объяснила свой выбор: во-первых, в Доме актёра уже не осталось вечерней сцены по понедельникам (авторские проекты могут идти только тогда, когда артисты свободны по основному месту занятости, а в театрах выходной один – понедельник); во-вторых, репетировать там приходится по ночам; в-третьих, зал ДИ им. Малунцева и его сцена не оценены по достоинству – и зрителей здесь можно усадить вдвое больше, чем в Доме актёра, и сцена глубокая, и даже есть поворотный круг, как положено в театрах.

В общем, решили апробировать эту площадку и не прогадали – театралов в Омске столько, что и тут билеты были раскуплены очень быстро (сразу скажем, что следующий показ 22 апреля, и пока ещё билеты имеются).

История Влада Цепеша

   История начинается с убийства. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
История начинается с убийства. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Итак, омская версия о вампире называется «Дракула. У вечности в плену» (16+). И начинается она у приоткрытого занавеса – умирает молодой человек, но его возлюбленная успевает дать ему «заражённой» вампиром собственной крови. Зритель понимает, что он где-то в Средневековье, но только настраивается на «дела давно минувших дней», как занавес открывается, и перед нами уже современный лондонский аэропорт Хитроу.

   Обитатели замка графа впечатляют... Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
Обитатели замка графа впечатляют... Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Здесь чрезвычайно лощёный адвокат Джонатан Харкер улетает к очень богатому графу Дракуле, чтобы составить завещание и вообще навести порядок в его бумагах. Молодого мужчину буквально хватает за руки его возлюбленная и умоляет отказаться от поездки, так как ей приснился страшный сон. Однако адвокат о таком и думать не желает, ведь это будет конец его карьеры. И тогда девушка надевает на шею любимому крестик-оберег.

Далее интрига развивается: параллельно идёт история 15 века о двух братьях, которые живут в качестве заложников у турецкого султана, и современная линия об адвокате и графе, а также многочисленных занятных персонажах, населяющих замок Дракулы. Чем это всё закончится? Ольга Краскова вплела в сюжет трагичную историю любви и реинкарнацию, боль потерь и месть, а ещё прощение, которое смогло прийти только через несколько столетий... В общем, классического Дракулы здесь искать не стоит.

   Аэропорт Хитроу: один стремится побыстрей улететь, вторая - не отпустить. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
Аэропорт Хитроу: один стремится побыстрей улететь, вторая - не отпустить. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

«Я прямо подсчитывала: от Брэма Стокера осталось, наверное, 8%, - рассказала режиссёр. - Здесь у нас больше история Влада Цепеша, реального человека, правителя Валахии XV века. Мы изучали его биографию, биографию его возлюбленной Катарины и биографию его младшего брата, который стал править после него, Радула Красивого, от этого и отталкивались. Главная линия у нас, конечно, любовная. Ужастиков не будет».

Степан Дворянкин играет сразу двоих: Радула Красивого, того самого младшего брата правителя Валахии, и юриста Джонатана Харкера, который приехал оформить документы румынского графа, оказавшегося вампиром. В процессе спектакля оказывается, что в Джонатане перевоплотился когда-то убитый Владом Цепешем собственный младший брат Радул Красивый.

   Два брата: Радул слева и Влад Бассараб справа. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
Два брата: Радул слева и Влад Бассараб справа. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

«Мои персонажи довольно разные. Харкер — эгоцентричный, истеричный, честолюбивый, у него есть чёткие и конкретные цели. И там далеко не любовь на первом месте. А второй – реальный исторический персонаж Радул III Красивый, - поделился Степан Дворянкин. - У него сложные отношения с братом Владом Цепешем и с турецким ханом, и у него куча комплексов. Мне приходилось искать, какие черты свойственны людям с таким-то комплексом, и применять это в сцене, в пластике, эмоциональном выражении».

У Олега Беркова роль в этом спектакле небольшая. Он тоже исторический персонаж, но в романе такого человека не было, Ольга Краскова сама его ввела в постановку. Арнольд Паоле - сербский пехотинец, который жил в XVIII веке и после смерти стал вампиром.

«Я хотел другую роль, - признался Олег Берков. – Попросил режиссёра попробовать то, о чём думал сам, но в итоге согласился с ней и остался в этой эпизодической роли».

   У Олега Беркова внешность классического вампира. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
У Олега Беркова внешность классического вампира. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Главная женская роль у ученицы Александра Гончарука Алины Заулицкой. Режиссёр уже привлекала её к работе во «Фриде», по её словам, девушка идеально подошла и к «Дракуле», так как должна была и петь.

Молодого графа, который тогда ещё и не граф вовсе, а просто Влад Бассараб по прозвищу Цепеш, правитель Валахии, играет Тимур Муллин.

Параллельная Вселенная

Инсценировку и тексты сольных партий написала сама Ольга Краскова, музыку – Андрей Фокин. Композитор говорит: он шёл от образов, а не от слов, поэтому вокалистам здесь работать непросто: даже в одной композиции может меняться музыкальный жанр, могут быть не дописаны пара тактов, потому что именно такой музыкальный рисунок услышал Фокин. Однако все актёры с задачами справились.

   По авторскому замыслу, Дракуле уже около 600 лет. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
По авторскому замыслу, Дракуле уже около 600 лет. Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Режиссёр считает, что зритель может быть как вовлечённым в процесс спектакля, так и отстранённым. То есть может принять всё это близко к сердцу, пройти какие-то собственные болевые точки, что-то вспомнить и пережить заново, а может просто смотреть как шоу. Такие зрители тоже бывают, и это совершенно нормально.

«Я к процессу спектакля так отношусь, что это процесс камлания, создание параллельной Вселенной, которая начинает взаимопроникновение с нашей реальностью. Она влияет на наше сознание, на наши выборы, на наш способ глядеть на мир. И эта история, которую мы ставим, задаёт задачу — внутреннюю, духовную. Она высвечивает какие-то недоработки внутренние. Если мы проходим этот урок, то история случается. Если мы застреваем, игнорируем уроки, то история начинает рассыпаться», - говорит Краскова.

   Граф исчезает бесследно, как и его окружение... Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников
Граф исчезает бесследно, как и его окружение... Фото: Из личного архивa/ Иван Ситников

Ну а точку в истории ставит исполнитель роли Дракулы Александр Гончарук. «Мы пьём кровь наших возлюбленных. Ни одна ссора не происходит между любящими, они происходят только между вампирами. То есть вампиры — это не те, кто пьёт кровь в прямом смысле», - глубокомысленно отметил актёр.

16+