6 марта в возрасте 72 лет ушел из жизни бывший худрук театра имени Вахтангова Римас Туминас. Известный режиссер умер в маленьком городке Италии Галлиополис.
Напомним, он открыл театральный талант многих актрис – Елены Яковлевой (спектакль «Играем Шиллера!»), Марины Александровой («Горе от ума»), Евгении Крегжде («Онегин»). Мечтал поработать с Марией Ароновой, но не успел.
Римас Туминас не просто любил женщин, он их боготворил. Публикуем одно из «нетеатральных интервью» режиссера о самом серьезном и важном – о любви, красоте, гармонии.
- Римас Владимирович, как вы к Федерико Феллини относитесь, с которым родились в один день – 20 января?
- Часто вижу во сне старые фильмы, которые крутил в юности, когда работал киномехаником. Я ведь тогда их показывал, но не видел. Запомнил все названия фильмов. Потом многие картины посмотрел. Был очарован работами Хичкока, Орсона Уэллса и, конечно, Феллини. Юрий Любимов познакомил меня с женой Феллини – русской женщиной Лорой. Она стала моим другом. Очень близким. Лора – первая, кому я доверяю свои тайны. Когда я заболел, первой сообщил Лоре. Тонино Гуэрра и Федерико Феллини – соавторы и друзья. Итальянцы – самый удивительный народ на свете. Если есть другая жизнь, я бы хотел оказаться итальянцем.
- Легко отпускаете актеров театра Вахтангова на съемки?
- Надеюсь, что каждый актер театра предпочтет наш спектакль съемкам. Но однажды я не смог договориться с Максимом Сухановым. Я не смотрю современные фильмы, в которых снимаются артисты театра, предпочитаю программу «Новости» и старые фильмы.
- Не было ли у вас мыслей самому снять фильм?
- Хотел экранизировать пьесу Чехова «Дядя Ваня» с голливудским актером Джеком Николсоном. Но кто-то сказал, что Николсон больше не снимается в кино. С другим – не хочу. - Вы открыли все грани таланта Алексея Гуськова, а ведь на сцене МХТ имени Чехова он не прижился.
- Алексей Гуськов подходил на роль Онегина, и я это увидел. Главный секрет успешного спектакля – правильный выбор актеров на роли. Если спектакль «Дядя Ваня» и получился, то благодаря верному попаданию в роль Сергея Маковецкого. Без Маковецкого я не представлял эту постановку.
- Вы ведь ни сразу согласились возглавить театр Вахтангова?
- На первое предложение Михаила Ульянова я сказал: "Нет". Помню, мы сидели с Ульяновым на скамейке недалеко от театра Вахтангова, была весна, и он убеждал меня стать во главе театра.
Когда Михаила Александровича не стало, я не мог не исполнить его волю… Когда я репетировал в театре Вахтангова спектакль "Ревизор", Ульянов сидел в зале и наблюдал за процессом. Сначала меня это немного раздражало. А когда Ульянов перестал посещать репетиции, поймал себя на мысли, что мне не хватает его присутствия.
- Расскажите, пожалуйста, о своей маме?
- Мама – русская женщина. Маленькая, кругленькая, без бровок. Мягкая, добрая. Много работала. Я тоже работал. В 14 лет даже хотел жениться только потому, что мне нужна была помощница по хозяйству. Не случилось. Мама сказала: «рано жениться». Всю жизнь хотелось быть похожим на маму, но похож я на своего отца.
- Вы – влюбчивый мужчина?
- Чересчур. Влюблялся в своих учениц до такой степени, что в результате отказался от педагогии. Моя вторая жена Инга – моя ученица.
- В актрис театра влюбляетесь?
- Запрещаю себе влюбляться в актрис. Пусть они в меня влюбляются.
- Многие зрители рассказывали, что во взрослых героях Чехова узнавали себя в детстве.
- Экзюпери сказал, что все мы – родом из детства. Я тоже, как Экзюпери, хотел стать летчиком, но меня не взяли. Еще хотел быть скульптором, и даже слепил бюст Ленина, но мою работу жестоко раскритиковали и разбили.
- Вам, литовцу, легко было учиться в Москве, в ГИТИСе?
- Весело. Я никогда не пытался покорить Москву. В каждом покорении есть суета, а она все портит.
- Приятно осознавать, что ваш талант оценен во всем мире?
- Театр, как жизнь, где есть начало и конец. Нет и быть не может вечных спектаклей. Все уходит, все забывается. Театр – это здесь и сейчас. Уже мало кто помнит Анатолия Эфроса, а ведь он был гений. Меня забудут гораздо быстрее, чем Эфроса. Я ставлю спектакли для людей, чтобы помочь им. В своих постановках хочу донести мысль: "Люди, найдите успокоение в своей культуре". Каждому надо опереться на то, что он "оттуда, из позапрошлых веков, из 19 века".
- Вас считают человеком с большим чувством юмора. Почему не ставите комедии?
- Все советуют поставить комедию. Возможно, я это сделаю. Умирать нужно весело. А чтобы жить дальше, нужно страдать.
- Какое самое больше наказание для человека?
- Отсутствие любви.
- Любовь приходит и уходит. Или же есть вечная любовь?
- Любовь — это история, у которой есть начало и конец. Предисловие и финал. Нет бесконечных историй. Даже в Библии есть точка. Временами у меня бывает ощущение «вечной любви». Но это – прекрасные мгновения.
Ирэна Голси