Тормоза современных легковых автомобилей бывают дисковые и барабанные. Барабанные на задней оси встречаются все реже (передние уже и вовсе почти отошли в историю), по поводу колодок для них споры звучат не так часто. А вот о выборе колодок для дисковых тормозов вопросы возникают регулярно. О них и поговорим сегодня.
Если сформулировать требования, которые автомобилисты обращают к таким тормозным колодкам, то их перечень, скорее всего будет таков: чтобы тормозили эффективно, чтобы поменьше стирали диски (их еще называют «роторы»), чтобы не перегревались (не «горели»), не шумели (и тем более не скрипели), ну и «ходили» подольше и уж тем более не разрушались внезапно.
Существует ли колодка, соответствующая всем этим запросам сразу? Не будем тянуть с ответом – нет! Тормозная колодка имеет достаточно сложную конструкцию и состав. Помимо каркаса, скрепленного с фрикционом клеем, она должна иметь противоскрипную пластину, и (в идеале) еще и индикатор износа (пластину, которая при приближении критического износа начинает тереться о диск и противно верещать). Фрикционный элемент должен иметь скошенные фаски и слотировку («паз» в середине) для очистки, лучшего охлаждения и более эффективного срабатывания. И состоит эта толстенькая серо-черная пластина ни много ни мало – из двух десятков компонентов. Их можно разделить на четыре категории – абразивы (очищающие трущиеся поверхности и повышающие коэффициент трения), модификаторы (регуляторы, усилители – регулируют коэффициент трения, противостоят износу, по сути задают основные качества колодки), наполнители (заполняют пространство между другими компонентами), и армирующие элементы (отвечают за форму колодки). Все эти компоненты могут сочетаться в разных пропорциях – и этот сложный баланс и определяет качества колодки.
Помимо самых распространенных «полуметаллических» и «полуметаллических с низким содержанием металлов» колодок (именно такие с завода устанавливаются на подавляющее большинство автомобилей), бывают еще «неметаллические» (из органических композитов) – самые мягкие, тихие, бережные к дискам, и наименее «живучие». На другом фланге – керамические (вернее – металлокерамические), которые ставятся на самые бескомпромиссные спортивные версии. Они работают при более высоких температурах (колодки для сугубо спортивного применения вообще могут требовать прогрева) и более беспощадны к дискам.
Итак, преимущества более мягких колодок – низкий шум и «бережливость» к дискам. Недостатки: худшая термостойкость, более низкий коэффициент трения, больший износ. Преимущества более жестких: большая эффективность и устойчивость к нагрузкам. Недостатки: повышенный износ дисков, больший шум.
Поэтому «правильный» выбор колодок зависит от вашего автомобиля и стиля вождения – кто-то готов пожертвовать излишней «цепкостью» ради более долгой службы дисков. Кто-то стремится, чтобы тормоза срабатывали более жестко, а уж диски можно менять и почаще. Автомобиль может быть легче или тяжелее. И универсального выбора нет.
Главное – выбирать качественного производителя, не попадаться на подделки. Кстати, не всегда «оригинал» — единственно правильное решение. Многие (наиболее именитые и проверенные, конечно) производители колодок поставляют на конвейер свою продукцию. Такую же, как продают и под своей маркой в своей упаковке. По цене такой «неоригинал» может оказаться ощутимо дешевле, а по качеству уступать не будут.
Запоминайте марку колодки, нанесенные обозначения. Следите за поведением автомобиля нравится ли вам интенсивность торможения, уровень шума, скорость износа. Тогда в следующий раз вы сможете более четко сформулировать свои пожелания при покупке, а со временем – «эмпирически» прийти к нужной именно вам «золотой середине».