Нам в институте говорили разные цифры по поводу того – до какого возраста развивается мозг.
Кто-то говорит в основном до 7 лет, кто-то до 19, до 25.
Мне больше понравился вариант что у человека с аутизмом развитие мозга аномально, не изучено и соответственно – не подчиняется законам природы. А значит есть надежда на то, что…
Что могу сказать, например, о сыне.
До 2 лет он не отставал в развитии.
В 2,5 откат во всех сферах кроме двигательной. Речь до первого отката была фразовая, мог сказать 2-3 коротких предложения подряд – а осталось 1 слово (машинка).
С 2,5 до 3,5 расширили словарный запас, восстановили фразы из 2 слов.
В 3,5 откат. В 4 опять откат.
С чем связано НЕ ЗНАЕМ. Ответа не получили у множества специалистов, обследования тоже не подсказали причину.
В 4 года Матвей знал и умел намного меньше чем в два. С этого возраста значимых и явных откатов не было. Но и развитие крайне замедлилось. Если не заниматься(и не фиксировать навыки) и видеть ребёнка каждый день – будет казаться что вообще стоим на месте.
К этому сценарию сложно было привыкнуть морально. Я ж вообще мечтала, что сын у меня юристом будет, адвокатом – таким он мне не по-детски важным казался и независимым) Планы наполеоновские. Падать было больно.
Приняла что развитие медленное или на месте. Грустно, обидно, потом как данность.
А к пубертату началось движение назад. Резко так. В контроле, в поведении. Самоагрессия, истерики.
И тут уже думаешь – да какое там развитие, Боже, лишь бы не хуже уже. Оставьте всё как есть. Что ж я раньше не ценила то ангелочка и всё такое.
И снова нужна адаптация и принятие новых реалий.
И тут понимаешь, что агрессивный и опасный человек с нормой интеллекта это ХУЖЕ чем безобидный, с умственной отсталостью - если тебе с ним жить под одной крышей. И с ног на голову опять всё.
И тогда прозреваешь, и видишь главные цели и смыслы.
Теперь самое важное - если получится – сохранить неопасность Матвея. Всё остальное – на 32 месте. Ну то есть всё что зависит от меня – не перегружать, создать комфортный образ жизни, своевременно лечить, обучать на позитиве.
А что касается развития – оно идёт. Я это вижу и фиксирую( записываю в блокноте). Пусть в своём темпе. Но мне и этого достаточно. У меня уже любой прогресс – бонус. Так проще.
-Понимание речи улучшается. Мелкими шажками.
-Буквы новые запоминает (раньше все знал, потом пропало), слова новые читает, считает лучше.
-В телефоне ориентируется - подписывается на ютубе на каналы какие-то, есть свои предпочтения в музыке, ищет, слушает.
-Засыпает, когда среди ночи проснётся- потому что теперь может объяснить – хочет в туалет, нос закапать, одеяло другое, с ним полежать и т.п. А раньше просто психовал и не спал.
И я верю, что в комфортной обстановке он продолжит развиваться. Главное – нет, не верить, не рисовать картины несбыточные. Я так не умею. Главное – принять его от макушки до пяток и строить жизнь комфортную для семьи, спокойную по возможности. Не думая о будущем, ну его. Одним днём, так проще. И научиться радоваться, не оглядываясь. Это то что мне помогает, а каждый по-своему приспосабливается.