Найти тему

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОАНН КАССИАН РИМЛЯНИН

13 марта память преподобного Кассиана Римлянина (435)

«Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. Того ради подаждь нам твоими молитвами плоти нашея духу послушание: еси бо наставник, Кассиане преподобне, всем поющим о Христе твою память».
(Тропарь, глас 8)

Выдающийся аскет и богослов, «отец Востока и Запада»* преподобный Иоанн Кассиан Римлянин подвизался на христианском Западе, имея основой своих духовных подвигов и трудов на ниве Христовой монастыри Египта и Святой Земли. Его можно назвать восточным отцом, который писал на Западе на латыни.

Родился Ионн Кассиан около 360 года. Точное место его рождения неизвестно, но большинство современных исследователей предполагают, что родиной святого была Малая Скифия, нынешняя Добруджа, в то время бывшая одной из провинций Римской империи. Отсюда происходит его название «римлянин».

Добруджа — историческая область на Балканах между нижним течением реки Дунай и побережьем Черного моря. Северная часть входит в состав Румынии, южная часть — в состав Болгарии
Добруджа — историческая область на Балканах между нижним течением реки Дунай и побережьем Черного моря. Северная часть входит в состав Румынии, южная часть — в состав Болгарии

Преподобный происходил из состоятельной христианской семьи. Он получил прекрасное домашнее образование, хорошо знал латинский и греческий языки, был основательно знаком с античной поэзией, риторикой и философией.

Во второй половине IV века в Малой Скифии уже существовали монастыри, в которых будущий святой мог бывать, приобщаясь к духу подвижнической христианской жизни. На это указывает сам Иоанн, в одном из писем к знакомому епископу сообщая, что он с раннего детства вошел в среду монахов, чьи молитвы и образ жизни слышал и видел и путем их следовал. Именно в этих монастырях и должно было зародиться у Иоанна желание монашеского жития: несмотря на светское образование, он не пожелал воспользоваться им для достижения мирского благополучия. Юный Иоанн Кассиан, стремясь посвятить себя служению Богу, вместе со своим другом Германом около 380 года отправился на Святую Землю. Там друзья (возможно, после встречи с египетским подвижником аввой Пафнутием, бывшем тогда в Вифлееме) приняли монашество в монастыре, который находился на месте явления Ангелов, возвестивших пастухам о Рождестве Спасителя.

Мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, подворье Лавры прп. Саввы Освященного в местечке Бейт-Сахур — «Поле Пастушков» в 2 км от центра Вифлеема, где, по преданию, Ангелы известили пастухов о рождении Христа
Мужской монастырь Иерусалимской Православной Церкви, подворье Лавры прп. Саввы Освященного в местечке Бейт-Сахур — «Поле Пастушков» в 2 км от центра Вифлеема, где, по преданию, Ангелы известили пастухов о рождении Христа

Через несколько лет молодые монахи, пребывавшие неразлучными в своем духовном намерении и имевшие, по словам современников, «в двух телах один ум и одно сердце», испросили у настоятеля благословение посетить египетских подвижников. В своих «Собеседованиях отцов, живших в египетской пустыне Фиваиде» преподобный Иоанн Кассиан Римлянин впоследствии напишет: «Чая большей благодати совершенства, мы положили намерение отправиться в Египет и, проникнув в самую дальнюю Фивскую пустыню, в особенности посетить тех святых, о коих слава носилась всюду, если не по ревности подражания им, то по крайней мере из желания узнать их».

Иоанн с Германом посетили Скитскую пустыню, пустыню Келлий и Нитрию, где познакомились с духовной мудростью и святой жизнью египетских отцов, среди которых были аввы Моисей, Даниил, Серапион, Серен, Исаак, Феона и другие. В подвигах и беседах со старцами они провели около семи лет, вместе с ними совершая молитву, задавая им вопросы, слушая их наставления, запоминая и записывая их поучения и впечатляющие рассказы о многообразии духовного опыта. Именно в это время преподобный Иоанн собрал материал для своих сочинений об иноческой жизни. Вернувшись ненадолго в Вифлеемскую киновию, подвижники вскоре вновь устремились в так привлекавшие их египетские пределы.

Разгоревшиеся в 399 году оригинистические споры и возникшая при этом смута вынудили Иоанна и Германа покинуть Египет: местный епископ, заручившись поддержкой государственных властей, прибыл в Нитрию с отрядом воинов и сжег келлии обитавших там монахов-оригенистов. В 400 году 50 египетских монахов отправились в Константинополь, где подали жалобу на александрийского архиепископа императору и патриарху, которым на тот момент был святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Иоанн Кассиан также направился в Константинополь и был радушно принят святителем. В довольно скором времени (около 404 года) святитель Иоанн Златоуст посвятил Иоанна Кассиана во диакона и передал в его ведение сокровищницу кафедрального Константинопольского собора. Преподобный Иоанн Кассиан был большим почитателем святителя Иоанна и отмечал похвалами его добродетели и таланты в своих сочинениях.

Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика северного тимпана Собора Святой Софии в Константинополе, IX век
Святитель Иоанн Златоуст. Мозаика северного тимпана Собора Святой Софии в Константинополе, IX век

Во время воздвигнутого на святого Иоанна Златоуста гонения преподобный Иоанн Кассиан как особо доверенное лицо был направлен в Рим в составе специальной делегации константинопольского клира, посланной к папе Иннокентию I с просьбой о защите святителя Иоанна. Усилия Иннокентия I успеха не имели и несправедливые обвинения от святого Иоанна Златоуста не отвели. Иоанн Кассиан оказался таким образом на Западе и оставался в Риме около 12 лет.

Спасаясь от нашествия готов, а также, возможно, из стремления к монашескому уединению преподобный Иоанн перебрался в Южную Галлию. В это время он уже был посвящен во пресвитера и некоторое время провел на острове Лерин в православной обители святителя Гонората. Леринские иноки вели полуотшельническую жизнь: они жили в уединенных кельях и собирались вместе на богослужение. Источником существования монахов была ловля рыбы самодельными сетями, они также выращивали хлеб и возделывали виноградники. Именно для нужд этой обители преподобный Иоанн Кассиан Римлянин написал свои знаменитые «Собеседования египетских отцов».

В 415 году святой Иоанн Кассиан по образцам египетских и палестинских обителей основал в Массилии (французский город Марсель сегодня) два монастыря, мужской и женский. Место для мужской обители было выбрано не случайно. Именно тут расположена гробница мученика Виктора: в Марселе святой служил в римской армии, здесь он исповедал Христа и пострадал — был казнен по приказу императора Максимиана. Эта обитель позднее получила название «Аббатство Сен-Виктор» и стала первым городским монастырем на Западе. Опыт аввы Иоанна впоследствии переняли многие западные монастыри.

На месте основанного в V веке преподобным Иоанном Кассианом монастыря в честь мученика Виктора Марсельского (†290 г.) сегодня расположено католическое аббатство Сен-Виктор. Монастырь разрушили в VIII веке сарацины. Аббатство было возведено в первой половине XI века на том же месте с новой массивной церковью
На месте основанного в V веке преподобным Иоанном Кассианом монастыря в честь мученика Виктора Марсельского (†290 г.) сегодня расположено католическое аббатство Сен-Виктор. Монастырь разрушили в VIII веке сарацины. Аббатство было возведено в первой половине XI века на том же месте с новой массивной церковью

Все свои труды преподобный Иоанн Кассиан Римлянин написал в Галлии. С детства владея греческим и латинским языками, обладая обширными и глубокими знаниями в области восточной православной аскетики, преподобный вследствие возникшей нужды в общих сводах правил духовной жизни и в ответ на многочисленные просьбы иерархов и настоятелей некоторых галльских обителей передавал накопленный им духовный опыт Фиваиды. Среди адресатов преподобного — аптский епископ Кастор, епископы Леонтий, Елладий и Гонорат, настоятели монастырей Иоавиниан, Минервий, Леонтий, Феодор и Евхерий (ставший в дальнейшем епископом Лионским и составивший краткое извлечение из сочинений Кассиана, так называемый Устав Кассиана).

Начиная примерно с 417 года преподобный Кассиан написал на латинском языке 12 так называемых книг «О правилах общежительных монастырей» и 24 книги «Собеседований египетских отцов» — все о сущности, целях и правилах монашеского подвига. Составленные в излюбленной форме бесед молодых киновитов со своими духовными наставниками-старцами, основанные на достоверных свидетельствах, записях и воспоминаниях самого преподобного, с достаточной живостью воспроизводящие суровую атмосферу Великой пустыни, эти труды сразу приобрели широкую известность на Западе, сыграв большую роль в ознакомлении западного монашества с бесценным опытом восточно-христианской аскетики, обогатили латиноязычную религиозную культуру религиозно-философскими понятиями восточных святых отцов.

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, один из основателей монашества на христианском Западе
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин, один из основателей монашества на христианском Западе

О трудах преподобного с уважением отзывались такие столпы Православия, как преподобный Иоанн Лествичник, отмечавший, что преподобный Иоанн Кассиан «прекрасно и весьма высоко любомудрствует», и патриарх Фотий, считавший его писания «назидательными, весьма полезными для благочестивой жизни». Можно отметить, что постепенное восхождение по ступеням духовного совершенствования описано уже в учении преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Преподобный указывает следующий порядок: «По Святому Писанию начало нашего спасения и премудрости — страх Господень; от страха Господня рождается спасительное (сердечное) сокрушение, от сердечного сокрушения происходит отречение, т. е. нищета и презрение ко всякому имуществу; от нищеты происходит смирение; от смирения рождается умерщвление желаний; после умерщвления желаний искореняются и увядают все пороки; после искоренения пороков плодоносят и возрастают добродетели, при возрастании добродетелей приобретается чистота сердца, чистотою сердца стяжается совершенство апостольской любви». От деятельного познания следует восходить к духовному, к «чистоте созерцания».

Главная задача человека состоит в постоянном соединении своего духа с Божественной реальностью и с Богом, прочие же добродетели, полезные и необходимые, — второстепенны, как это видно на примере евангельских сестер Марфы и Марии, ибо Господь «положил главное благо в одном лишь Божественном созерцании. Деятельность человека многообразна, а созерцание просто и едино. Если деятельность человека в будущей жизни прекратится, то созерцание, так же как и любовь, никогда не окончится».

-7

ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

В богословии преподобного Иоанна, как и каждого из святых отцов Церкви, есть свои индивидуальные особенности, которые не противоречат учению других великих святых, а лишь раскрывают ту или иную тему с определенной стороны и в общей сложности выражают единую истину. Особенно подробно преподобный Иоанн останавливается на вопросе о том, как происходит спасение каждого отдельного человека, т. е. как соотносятся человеческая воля и Божественная благодать в деле спасения каждого. Согласно преподобному Иоанну, начало нашего спасения происходит от призывания Божия, на которое мы откликаемся. Вместе с тем начало нашей благой воли может принадлежать как Богу, так и нам самим. Когда Бог замечает начало благого желания, Он тотчас «просвещает и усиливает его, побуждает к спасению, взращивая то, что или Он Сам насадил, или что взошло благодаря нашим усилиям». Заметив в нас хоть «малую искру благой воли, Бог не дает ей угаснуть и всячески способствует, чтобы она обратилась в пламя».

Труды прп. Иоанна Кассиана Римлянина, изданные на русском языке
Труды прп. Иоанна Кассиана Римлянина, изданные на русском языке

По мысли святого Иоанна Кассиана, действие Божественной благодати выбирает различные пути в зависимости от конкретной ситуации и человеческой способности восприятия. Для спасения человека, согласно преподобному Иоанну, в равной степени необходимы и свободная воля человека, и благодать Божия; ни одну из них нельзя устранить; обе находятся в согласии друг с другом. Преподобный Иоанн Кассиан таким образом изложил учение монахов-исихастов о синергии, родившееся из их непосредственного аскетического опыта. Подвиг спасителен только тогда, когда в нем заодно действуют две силы — Божия и человеческая. Бог и человек в деле спасения являются соработниками, их содействие (греч. синергиа) и приводит грешника в Царство Небесное.

С XV века творения преподобного Иоанна Кассиана Римлянина стали известны на Руси. С ними был знаком преподобный Нил Сорский, фрагменты из писаний святого Иоанна Кассиана впоследствии вошли в славянский перевод «Добротолюбия».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин скончался около 435 года и был похоронен в Марселе в крипте церкви святого Виктора — главного храма основанного им монастыря. Впоследствии его мощи были перенесены в верхний храм, где и покоятся в серебряной раке. К сожалению, преподобный не был канонизирован Римской Католической Церковью и почитание его в Марселе только местное. В Православной Церкви наследие преподобного Иоанна Кассиана актуально и востребовано до сегодняшнего дня. Его память (преставление) празднуется 13 марта.

Глава преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Святой Иоанн Кассиан после кончины был похоронен в обители святого Виктора в Марселе. Его мощи хранятся здесь и поныне
Глава преподобного Иоанна Кассиана Римлянина. Святой Иоанн Кассиан после кончины был похоронен в обители святого Виктора в Марселе. Его мощи хранятся здесь и поныне

Глубина богопросвещенного проникновения великого святого в истины веры и христианской нравственности учит правильно верить и свято жить. Если драгоценное наследие, творения святых отцов, бережно хранить, усердно изучать и, с Божией помощью, неленостно воплощать в жизнь, при таком отношении к святоотеческим трудам, говоря словами профессора К.Е. Скурата, «и сами святые отцы — великие богословы и великие небесные предстатели-молитвенники пребудут с нами».

«Преподобен быв, Богу возложился еси, и просвещая добрыми виды, Кассиане, яко солнце облистал еси сиянием Божественных твоих учений, сердца всех чтущих тя всегда просвещая. Но прилежно моли Христа, о иже любовию тепле восхваляющих тя».
(Кондак, глас 4)
-10

МНОГО ИНТЕРЕСНЫХ СТАТЕЙ, ВИДЕО И ФОТО

НА САЙТЕ МОНАСТЫРЯ OBITEL-MINSK.RU