Вчера в Госдуме обсуждались новые поправки. Речь идет о регуляции блогеров, коучей и т.д. Я тоже выступал там.
Институт блогерства — это очень важная часть нашей жизни. Сегодня люди получают информацию в основном из телеграм-каналов, а не из официальных СМИ.
Почему?
Потому что, во-первых, многим СМИ не доверяют, а во-вторых, просто-напросто блогеры, инфлюенсеры, просто телеграм-каналы оказываются более быстрыми, более точными и более, скажем так, интересными. В плане освещения информации, а также для анализа, комментариев и так далее.
На выступление в Госдуме давалось 3 - 3, 5 минуты. Старался уложиться. Делюсь с вами полным текстом своего доклада.
Я не умею дышать маткой.
Было бы конечно забавно попробовать.
Не даю рекомендаций по общению с духами.
Я и моя команда талантливых и образованных ребят с серьезным опытом в области инвестиций:
→ управляем активами клиентов;
→ помогаем привлекать финансирование в бизнес. В частности через IPO.
Участвовал и организовывал с коллегами достаточно большое количество IPO;
→ помогаем частным инвесторам и корпорациям вырабатывать их инвестиционную стратегию;
→ даем свое видение по рынкам капитала и перспективам отраслей и компаний.
И за свои 30 лет работы на финансовых рынках я осознал, как много люди делают ошибок.
Пытаются, забывая о риск менеджменте, заработать здесь и сейчас, превращая рынок в казино.
И, желая как-то помочь людям, я создал сперва ТГ-канал Bitkogan. А потом YouTube канал.
Канал в Дзене, ВКонтакте и т.д.
Сегодня это уже миллионная аудитория.
А миссия - постараться сделать так, чтобы бедных в нашей стране было меньше.
И люди не совершали фатальных ошибок.
У нас в команде сегодня трудятся более 40 профессиональных аналитиков, управляющих активами, журналистов и т.д.
Ну и еще я преподаю как приглашенный профессор в ВШЭ на магистратуре.
Даже и здесь, в зале Госдумы, присутствуют мои студенты.
Я вижу, насколько система современного высшего образования инертна, и что она не может в условиях быстро меняющегося мира предоставить необходимую информацию и знания.
Практические советы и рекомендации.
То, что нужно ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС.
Люди получают информацию прежде всего у блогеров в социальных сетях.
С другой стороны, я вижу ту вакханалию курсов от НЕ профессионалов.
Вижу псевдо спецов, являющихся гениями не по рынкам, но по механизмам запаривания своих весьма низкокачественных продуктов, завернутых в красивую упаковку.
Главное - агрессивный маркетинг. Содержание подменяется красивыми раздаточными материалами и обещаниями трудоустройства. ГДЕ?
В системе сетевого маркетинга.
Вижу кучу псевдо специалистов, главное достоинство которых, умение → передирать чужие (часто и мои) курсы.
Но разбирающихся в инвестициях как я в балете.
Люди платят и им говорят → "Инвестиции - это просто".
Четыре клика и ты миллионер.
И народ ведется. А когда ты говоришь → "Инвестиции - это тяжелая и кропотливая работа. Инвестиции - это прежде всего риск менеджмент - тут скучно народу".
Профессионал не армаггедонит, не рассказывает сказок о том, что все, кто пройдут его курсы, станут миллиардерами.
Что делать?
1. Разделить все направления блогинга на две части. Те, что при определенных обстоятельствах могут нести людям риски, и те, что этих рисков особенно-то и не несут. К примеру, зачем регулировать все, что связано с ЗОЖ, культурой, искусством и т.д.? А вот медицина, финансы, экономика и т.д. - да. Здесь регуляция необходима.
2. Запретить анонимность в такой сфере.
3. Необходимо заставить тех, кто пишет, предоставлять прозрачную информацию о стаже работы по специальности и образованию.
4. Создать гильдии. Мы же помним эту практику. Она была великолепна. Люди дорожили репутацией. Попасть в гильдию можно было только по многим рекомендациям и с учетом безупречной репутации.
5. Создать по каждому направлению комитет по этике. И медицина. И образование. И финансы. И внедрить это понятие - кодекс этики. Кстати, построенный по старому доброму принципу - не навреди.
6. Заставить давать крупными буквами дисклеймеры. Объяснение рисков.
7. Запретить рекламу с гарантиями, которые не всегда возможно исполнить.
8. При аккредитации курсов обязательно учитывать фактор заимствования. Увеличить штрафы за плагиат и пиратство. Иначе жулье будет процветать. А создатели качественного и оригинального контента - прозябать.
9. Значительно увеличить штрафы за опорочивание деловой репутации. В 10. В 20 раз. У нас некоторые товарищи именно так предпочитают продвигаться.
10. ОКВЭДы по данному бизнесу? Ничего страшного в этом нет.
11. Обязательное уведомление о начале осуществления деятельности по созданию информационных продуктов с использованием дистанционных технологий. Ок. С этим нет проблемы.
12. Обязательное лицензирование образования? Так с этим ни у кого проблемы никогда не было. Ни у профи. Ни у тех, кто запаривает низкого качества продукты. А вот усложнение получения лицензии и излишняя бюрократизация здесь - просто вытолкнет в серое поле как раз продукты низкого качества. А профи и те, для кого это все скорее возможность помочь людям, просто плюнут и уйдут. Да и пока актуальные курсы будут получать лицензию - их актуальность пройдет. И смысл тогда?
13. Создание реестра физических лиц и организаций, недобросовестно осуществляющих блогерскую деятельность, при участии Роскомнадзора и Саморегулируемой организации. А вот эта инициатива достаточно опасная. Достаточно легко все это может просто превратиться в институт сведения счетов и недобросовестной конкурентной войны. Да и такой важный момент, как черные списки ЦБ, мы помним? И чего?
14. Учреждение премии значимого блогера, осветившего какую-либо социальную проблему, много лет добросовестно занимающийся своей деятельностью и т.д. А вот это правильная идея. Нужно уметь не только работать кнутом, но и пряником. И поощрять за качественную и общественно полезную работу. Таких премий должно быть больше.
Господа.
Так что институт блогеров, в частности, в области инвестиций, где каждую минуту что-то происходит и люди сходят часто с ума, нужен. И он нуждается в поддержке и понимании государством его важности.
Он требует деликатного и умного регулирования и отсечения мошенников и псевдоспециалистов.
В конце концов это жулье бросает тень на профессионалов и для аудитории → "все вы одним миром мазаны".
Но главное о чем нам нужно помнить → зарегулировать можно все. Но в итоге можно будет получить и такой эффект: