Женщины. CCCР, 1966. Режиссер Павел Любимов. Сценаристы Ирина Велембовская, Будимир Метальников. Актеры: Нина Сазонова, Инна Макарова, Галина Яцкина, Надежда Федосова, Виталий Соломин, Виктор Мизин, Валентина Владимирова и др. 35,6 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Павел Любимов (1938–2010) поставил 13 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Женщины», «Весенний призыв», «Школьный вальс») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но самым зрительским фильмом П. Любимова стала мелодрама «Женщины».
Эта душевная мелодрама рассказывает историю трех простых работниц мебельной фабрики…
«Женищины» были очень благожелательно оценены советской прессой.
К примеру, в журнале «Искусство кино» высказывалось мнение, что сам «выбор банальной темы уже отчетливо свидетельствует о мужестве молодого художника и понимании первостепенных задач современного искусства. Ведь стремление выразить себя в некоей самоигральной теме преследует множество дебютантов в нашем киноискусстве. Даже в том случае, когда взятый материал представляет некое непреходящее значение, начинающий режиссер чаще всего мучительно отыскивает такой эстетический аспект, который с помощью, так сказать, «острого оператора» поможет ему шикнуть внешней стороной материала. Для Любимова таких возможностей сценарий Метальникова, по сути, не представлял, и все же с самого начала фильм смотрится с чувством узнавания точно высмотренных жизненных картин, где все примечательно не потому, что феноменально и необычно, а потому, что увидено внимательным, заинтересованным глазом. В этом смысле весь стиль фильма задается жизненных законов. … Картина … при всей своей скромной внешности имеет одно главное преимущество: естественный и ясный голос, нигде не сбивающийся на истерику и фальцет. Она опирается на серьезное нравственное содержание, которое, на мой взгляд, единственно может оправдать сейчас какое бы то ни было рассуждение об окружающей жизни, о людях, её создающих, о том многосложном мире вещей, где проще всего из–за деревьев не увидеть леса» (Герасимов, 1966: 28, 30).
Сегодняшние зрители, как правило, тоже весьма положительно оценивают этот фильм:
«Пожалуй, это самая лучшая лента, снятая Павлом Любимовым. Фильм привлекал прямодушием, искренностью. На мой взгляд, именно после этого фильма появилось огромное количество непритязательных однодневных шлягеров, которые снова и снова тиражировали коллизии, характеры, мораль этой давней замечательной ленты. Но только вот от фильма к фильму со временем окончательно стерся и улетучился важный мотив, выводивший слезливую тему женского одиночества на уровень небабьего женского разговора. Все свелось к теме: "От судьбы не уйдешь" или "Не родись красивой, а родись счастливой"» (Кинолюбитель).
«Замечательный фильм, очень добрый, мудрый и поучительный. … Повторюсь – фильм хороший, правдивый. Спасибо всем его создателям, а отдельная благодарность Я.Френкелю за музыку» (Инес).
«Фильм этот люблю. Психологическая точность его во многом определена тем, что нет однозначно хороших или исключительно плохих героинь – все они женщины, с разными характерами, непростой судьбой, со своими положительными и отрицательными сторонами, в какие–то моменты эгоистичные, властные, жестокосердные, эмоционально холодные, а в других ситуациях – добрые, открытые, душевные, щедрые, готовые помочь и отдать буквально последнее. … Так все это показано, что восхищаешься ими, этими простыми русскими женщинами, труженицами беззаветными, сочувствуешь им, переживаешь буквально до слез. … Думаю, что этот фильм найдет отклик в душе еще у не одного поколения зрителей, причем как женщин, так и мужчин» (М. Морозова).
Киновед Александр Федоров
Молодая жена. СССР, 1979. Режиссер Леонид Менакер. Сценарист Ирина Велембовская (по собственной повести «За каменной стеной»). Актеры: Анна Каменкова, Владлен Бирюков, Галина Макарова, Сергей Проханов и др. 35,4 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Леонид Менакер (1929–2012) поставил 14 фильмов разных жанров, четыре из которых («Молодая жена», «Жаворонок», «Завещание профессора Доуэля», «Не забудь… Станция Луговая») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент. Но главным зрительским успехом Леонида Менакера стала, конечно, мелодрама «Молодая жена».
Вот завязка сюжета мелодрамы «Молодая жена»: главная героиня в деревне считалась опозоренной, так ее жених вернулся после армии с новой подружкой…
Журнал «Искусство кино» опубликовал на этот фильм вполне доброжелательную рецензию кинокритика Лидии Польской, которая, правда, упрекнула фильм в сюжетном срыве «на полпути к цельной завершенности произведения», который, по ее мнению, был вызван «неумением рассчитать «эволюцию» драматургии и, соответственно, «эволюцию» восприятия картины, предопределить моменты смеха и тишины в зале, напряженности и слез. В «Молодой жене» вся столь подробно, из мельчайших деталей сплетенная драматическая ситуация, вся этическая энергия снята финальным «блоком», в котором отсутствуют не только психологические, но даже бытовые мотивировки. Фильму недостает авторского расчета, взгляда сразу на все поле произведения, а потому нет должной соразмерности между «деталями конструкции». … В «Молодой жене» срыв произошел скорее всего из–за драматургии: в финальных сценах ей отчетливо не хватает анализа. Событийностью же тут не отделаться. Она лишь искажает нравственный итог фильма, который можно трактовать и так: вот, мол, опомнилась, наконец, девушка. … Между тем фильм совсем о другом задумывался и две трети шел совсем под другим флагом – под флагом сложности и непредсказуемости судеб и отношений» (Польская, 1980: 67).
А вот многим современным кинозрителям (в основном – женщинам) «Молодая жена» нравится практически безоговорочно:
«С удовольствием посмотрела этот просто замечательный фильм. Очень трогательная жизненная история. Великолепные, красивые актёры: А. Каменкова и В.Бирюков. Да и все–все другие играют чудесно, каждая роль – изюминка. Можно восхищаться каждым эпизодом. А сам фильм хочется смотреть ещё» (Наташа).
«Замечательный, трогательный фильм. Смотрю всю жизнь! И вам советую! Есть любовь на свете!» (Татьяна).
«Наши советские старые фильмы лучшие! «Молодую жену» можно смотреть много раз. Подбор актеров великолепный» (Ирина).
«Фильм хороший, так и хочется заново пересмотреть. Вот раньше фильмы делали о главном, ничего лишнего, каждое слово в точку, смотреть можно бесконечно. Остается какое–то светлое чувство от просмотра. Мне тоже актеры нравятся, Каменкова такая милая, женственная. … Хорошо все подмечено, жизненный фильм… Я, честно говоря, не думая, поставила бы его в разряд лучших фильмов» (Светлана).
Киновед Александр Федоров
Родная кровь. СССР, 1964. Режиссер Михаил Ершов. Сценарист Федор Кнорре (по собственной одноименной повести). Актеры: Вия Артмане, Евгений Матвеев, Анатолий Папанов, Владимир Ратомский и др. 34,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Михаил Ершов (1924–2004) поставил 16 фильмов разных жанров. В начале своей режиссерской карьеры он увлекался мелодрамами, а в середине 1970–х экранизировал масштабный роман А. Чаковского «Блокада»… Всего в тысячу самых кассовых советских кинолент у М. Ершова вошли четыре фильма («После свадьбы», «Родная кровь», «На пути в Берлин» и «Блокада»). Однако самой успешной картиной Михаила Ершова стала мелодрама «Родная кровь».
Кинокритик Нина Игнатьева (1923-2019) писала о мелодраме «Родная кровь так»: «Наверное, было немало подобного и в жизни: появлялся солдат да и оставался а семье, становился с отцом детей, хорошим мужем.. Рассказанная история могла бы и на экране остаться частным случаем, дать повод дли разговоров о мелкотемье, о «немасштабности» искусства, об узости его горизонтов. Однако авторы фильма «Родная кровь» с таким уважением относятся к чувству, возникшему между и героями, показывай такую его великую силу, что и киноповествование выходит за рамки эпизодическрого события, в нём просматривается серьезная тема…
У фильма «Родная кровь» хорошая литературная основа — тонкий, поэтичный сценарии Ф. Кнорре. В произведении писателя режиссера М. Ершова захватила прежде итого сила любви героев, которая высоко поднимает и облагораживает, преображает человека. Именно этой теме постановщик отдал всё свое внимание, что не могло не повлиять на решение другого, не менее важного мотива сценария — не случайно многие связанные с ним эпизоды оказались разработаны небрежно и поверхностно.
В фильме рядом с тонкими лирическими сценами, с эпизодами достоверными и волнующими соседствуют кадры «пустые», декоративные, рассчитанные только на трогательность самой ситуация. Об атом приходится говорить, следуя голосу «критического рассудка», а не только эмоциональным впечатлениям, которые оставляет картина» (Игнатьева, 1964: 81, 86).
Эту картину до сих пор очень любят многие кинозрители, откликающиеся на ее открытую эмоциональность:
«Мой любимый фильм... Столько честности, доброты и гуманизма... Хороший сценарий, а об игре актеров и говорить нечего – восхищен ими, они останутся в нашей памяти как в памяти остался наш СССР... Музыка бесподобная» (Нурлан).
«Фильм гениальный, таких уже не снимут никогда. Смотрел его много раз и всё на одном дыхании. Фильм о настоящих людях, неподдельных чувствах. Такое кино взращивает Человека, личность. Но, к большому сожалению, молодежи и многим людям (не всем конечно) уже это кажется архаизмом, примитивом. … Фильм хороший индикатор на человечность. (Георгий).
«Родная кровь» — отличный фильм. Просто шедевр советского кинематографа и мелодрама с Большой Буквы. А то в настоящее время понятие «мелодрама» усилиям создателей бесчисленных мыльных опер и низкокачественных подделок…, коими наполнены наши федеральные каналы…, безжалостно скомпрометировано. Мелодрама теперь представляется этаким второсортным жанром (чем–то вроде иностранного Би–муви) для скучающих от безделья домохозяек. Но ведь в былые годы в этом жанре создавались настоящие шедевры с изумительными работами актёров. Вот и в «Родной крови» – и Вия Артмане, и Евгений Матвеев… сыграли великолепно» (Вихрь).
Но есть, разумеется, и кинозрители, которым «Родная кровь» не понравилась:
«Я люблю старые советские ленты, но эту – нет. Насквозь фальшиво, неверно, лживо. Я имею в виду как раз игру главных двух актеров. Может, это неверная режиссерская задумка, потому и подбор актеров совсем неподходящих. Все так красиво... Такая страсть, … такая любовь–морковь, многозначительные взгляды и долгие паузы... Все это неплохо для тех, кто НЕ читал произведение. А оно намного сильнее, глубже эмоционально (хотя и грубее), чем эти слащавые сопли. Замороженная лубочная красотка Артмане, мордастый Матвеев с затуманенным слезой взором – разве это измученные войной люди, случаем прибитые друг другу? Не верю. … Красивостей много, почти "Рабыня Изаура", не более того» (Лемна).
Киновед Александр Федоров
Анна Каренина. СССР, 1953. Режиссер Татьяна Лукашевич (по роману Льва Толстого). Актеры: Алла Тарасова, Николай Соснин, Павел Массальский, Виктор Станицын, Евдокия Алеева, Ангелина Степанова, Софья Пилявская и др. 34,7 млн. зрителей за первый год демонстрации.
Режиссер Татьяна Лукашевич (1905–1972) поставила 13 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Подкидыш», «Свадьба с приданым», «Учитель танцев», «Анна Каренина», «Аттестат зрелости», «Слепой музыкант», «Ход конем») вошли в тысячу самых кассовых советских кинолент.
В период так называемого малокартинья большим успехом у кинозрителей пользовались даже фильмы–спектакли. Один из ярких примеров тому – перенос на пленку спектакля Московского художественного театра «Анна Каренина».
В год выхода фильма–спектакля «Анна Каренина» он не вызвал восторга в кинокритической среде. В журнале «Искусство кино» отзыв об этой ленте был довольно резким: «Мы не собираемся здесь анализировать вопрос, насколько этот спектакль в нынешнем его состоянии соответствует той постановке, которую мы пятнадцать лет назад впервые увидели на сцене МХАТ.
Но нам кажется вообще нелепой сама мысль экранизировать не роман или повесть, а их инсценировку. Кино ближе к беллетристике, чем театр, ибо оно не связано рамками условностей сцены. Кино сочетает в себе могущество и широту прозы с концентрированностью и напряженностью драмы. Фильм делает авторское описание ощутимым, как бы оживляя то, что существовало, жило в воображении читателя. Пейзаж покорен кинематографу, он может передать и авторское отношение к происходящему, широко используя дикторский текст. …
В кино возможно максимально приблизить лицо актера к зрителю, воссоздать знакомые ему по литературному произведению портреты героев. То, что в театре может быть передано лишь отраженно (в «Анне Карениной», скажем, сцена скачек), может быть воочию показано на экране. Кинематограф не нуждается в посредничестве театра для экранизации романа или повести» (Маневич, 1953: 96).
Мнения сегодняшних кинозрителей об этом фильме, как обычно, разделились на «за» и «против».
«За»: «Решила пересмотреть. И обнаружила, к своему удивлению, что смотрю с удовольствием. Я не стала акцентировать внимание на возрасте актеров, а просто следила за их глазами, интонациями, мимикой. В отдельных сценах Анны с Вронским вдруг проглядывала молодая Тарасова, во взгляде, повороте головы, и стало понятно, почему поколение, которое видело игру молодой Тарасовой в этом спектакле, так было потрясено. Обязательно надо сохранять все спектакли, а особенно с великими актерами!» (НВЧ).
«Против»: «Игра актеров ужасна. Особенно бездарно играет Тарасова. Беременная старуха отвратительна. Все актеры не то что зрелого возраста, а просто старики. Вообще, смотреть на эту инсценировку скучно» (Мариша).
«Великие МХАТовские актеры очень театрально (извините за тавтологию) смотрятся сейчас. Неестественная речь, заломы рук, все слишком наиграно и, если хотите, фальшиво. Не могу отделаться от чувства, что спектакль, как в медовой патоке. Вязкий» (Галина).
«Да уж. Никаких высоких чувств во время и после просмотра. Не следовало бы так поздно критиковать, но возможность выразить свои ощущения от этой ленты мы получили только теперь. Да, актёры не виноваты, что фильм снимался, когда они были уже давно не молоды. И поэтому ими надо восхищаться или помалкивать? Однако каких бы регалий они ни заслужили в прежние годы, самосознание творцов должно было подсказать им правильное решение! Своим нежеланием признавать неприличие игры в киногероев великого русского писателя они – увы! – сами перечеркнули и фильм, и роман Толстого, и отчасти уважение к своему искусству. В общем, получился плевок в будущее» (Дремучая провинциалка).
«Зря я посмотрела этот фильм, только настроение испортила» (Маня).
«Не люблю старые фильмы-спектакли, сплошной нафталин» (Сергей).
Киновед Александр Федоров