1. Аристотель Стагирский прав. Люди — политические животные. Люди суть неизбежные и необходимые жертвы семейного и общественного воспитания. И потому до смешного следуют общественным стереотипам и слепо покоряются моде. Польза гречки, «сельдерейного фреша», даже «палок для скандинавской ходьбы» если и обсуждается, то лишь в восторженных тонах, в которых сомнения в пользе если прежде и были, то непременно подавляются.
Представьте себе, как туземцы Австралии или Папуа — Новой Гвинеи тратят по 8 — 10 тысяч рублей на скандинавские палки при посещении Москвы с туристическими целями… Ищут выгодный обменный курс, меняют свои тугрики на рубли и покупают, покупают, покупают скандинавские палки... Ибо все так делают. Das ist fantastisch! Скандинавская ходьба в России распространена, кстати, только в российских столицах. Провинция, хотя зимой там тротуары не чистят и палки пригодились бы, игнорирует такую дорогую моду.
2. И в деревенские «супермаркеты», — то есть небольшие магазинчики, в которых продаётся всё: от электролампочек и селёдки до автомобильных колёс и «мануфактуры», то есть тканей и изделий из них, — бесполезно завозить книги А. Шопенгауэра, Ф. В. Ницше, Вл. С. Соловьёваи А. Ф. Лосева. При Советской власти доброжелатели А. Ф. Лосева разослали его книгу о Вл. С. Соловьёве (Лосев, А. Ф. Вл. Соловьёв. М.: «Мысль», 1983. 208 с. Тир. 60.000 экз. Ц. 25 коп.) в сельские магазины. Ученикам А. Ф. Лосева приходилось ездить по провинции и скупать там десятками эту книгу из серии «Мыслители прошлого», делая её в Москве книгой настоящего мыслителя о мыслителе вечности. И эта невостребованность книжной продукции в деревне потому такая, что если по какой-то странной неосторожности деревенский житель читает книги, — в основном исторические и приключенческие романы, а также детективы, — то речь его может быть сравнительно развита; а селянин достаточно осторожен, ему для феноменологического описания феноменов своего опыта и осуществления феноменологической редукции достаточно ста слов и нуль книг.
И не стоит честить сельского жителя как дурака недоразвитого. Задатки ума встречаются повсеместно, и умные сельчане, как и умные горожане, не только повсеместно встречаются, но и резко отличаются от деревенских дураков и городских сумасшедших, и за свой специфический ум, — как ум, допустим, Мартина Хайдеггера, — высоко ценимы односельчанами. Просто этот ум проявляется в специфически деревенском опыте, который часто не требует множества слов. А стоит такому человеку ещё в детстве появиться в городе, у него будет шанс стать выдающейся личностью, ибо запросы к человеку в городе совершенно другие, но и возможности города неизмеримо большие, чем возможности деревни.
3. таким образом, мы видим как бы два фактора влияния на человека в процессе формирования его личности: (1) влияние наносное модно-телевизионное и (2) влияние базового опыта.
Правильное отношение самосознательного человека к этим влияниям, очевидно, должно быть следующим: игнорирование и уклонение от влияния первого и расширение второго.
Даже если до вас доносится фонетика и картинки современных медиа-средств, а они неизбежно будут до вас долетать хотя бы случайным образом и так сказать мимоходом, вы можете, не теряя ego, переосмысливать эту информацию, награждать её своими орденами и медалями.
А что касается расширения опыта, то возможности интернета огромны, субъективизировать, делать своим, можно любой чужой опыт. Разумеется, вы не научитесь по сети собирать у себя на кухне Большой адронный коллайдер или запускать с балкона собранный в ванной Космический телескоп им. Дж. Вебба. Но представление о том, как устроена библиотека Британского музея или с какой жестикуляцией беседуют меж собой настоящие сицилийцы, вы получите. Так что, сидя дома, можете решить: оно вам надо?
4. Человек не может по своему произволу изменить высоту деревьев, остановить поток автомобилей или перекрасить сегодняшнее небо в другой цвет. Опыт человека, то есть соприкосновение с окружающим человека миром, неизбежно диктуется этим миром, является уникальным и не может быть мгновенно и произвольно изменён человеком со стороны мира. Но, ставя посильные цели и достигая их, человек может постепенно изменять мир, а непосредственно со своей стороны, стороны воспринимающей, здраво оценивать влияние на себя мира. То есть не быть функцией среды для человека вполне возможно.
Человек! Будь Четвергом! Гилберт Кит Честертон тебя оценит и даже напишет о тебе книгу. Вот как важно оторвать лист календаря. И начать жить в следующий день.
2024.03.22.