Я очень люблю тему ответственности, так как у меня она прочно связалась с властью, свободой, правами и мировым балансом, как вторая сторона той же самой медали. Но на самом деле синонимы у этого слова вообще другие. Там где один видит больше проявлений инициативы, другой видит вину и наказание. И так сложилось, что именно инициатива и вина прочно связаны в теории Эрика Эриксона о развитии личности. Так что тем, кому в этих понятиях мерещатся чудовища, стоит поискать их в своем детстве в возрасте от 3 до 6 лет, скорее всего найдете. В этом возрасте ребенок пробует новое и при благоприятном прохождении периода, у него формируется открытость, инициатива, уверенность в себе. При неблагоприятном - запрет на проявление себя с пассивностью, стыдом и виной.
Если разбирать последние состояния, то можно выстроить схему: пассивность-стыд-вина, где последнее вызывает первое. Пассивность и стыд связаны со страхом (то есть имеют внешнюю причину в мире. Стыд и есть страх социальной смерти или утраты статуса, а пассивность - это реакция замирания в ответ на угрозу), а вина является острым и болезненным переживанием своего несоответствия миру (жизненная позиция я не ок, а остальные - ок). Вина сливается с представлением о себе поэтому довольно опасна. Но первична не она, а эмоция, которая ее вызывает, обычно она под запретом, вытеснена и ее лучше искать, находясь в терапии. Это может быть как запрет на гнев (частенько), так и запрет на радость (тоже бывает) от переживания собственной удачи. Так или иначе все эти вещи сковывают и не дают делать то, что влечет за собой ответственность - проявление инициативы. Тот, кто действует, тот за действия и отвечает. Тот кто бездействует, не может ни за что отвечать, так как отвечать не за что. Логично? Казалось бы, но это не так работает. Так работает только компьютерная игра на паузе, когда не играешь - не проигрываешь, но с жизнью все иначе, так как она все равно идет, и пауз не существует. Так что последствия есть у любого поведения. А ответственность - это готовность их принять, держать ответ. Возможно ли это без вины - еще как.
На самом деле вина вообще не обязательна. Если у вас были хорошие намерения, то даже в самой ужасной ситуации вы не виноваты, так как вы остаетесь хорошим человеком, который просто совершил ошибку. Желательно чтобы ваше мнение о себе всегда было таким. Я в порядке, я совершил ошибку, сейчас я проанализирую ситуацию при которой она произошла, сделаю выводы и продолжу жить дальше. Если у вас были дурные намерения, то вина возникает, так как ваш личностный концепт в котором вы хороший человек, страдает от того, что вы ведете себя не так как идеальный вы. Вина - сигнал, при котором стоит менять свое поведение, для этого она и нужна, важно только одно - не застревать, а менять что-то и пробовать жить дальше. При застревании в вине может закрепиться представление о себе как о плохом человеке, а плохие люди поступают плохо - и здравствуй, девиантное поведение.
Наказание нужно не вам, вы способны меняться и без него, а обществу, чтобы восстановить справедливый мир. Я пострадал, причиной этому был другой, другой должен страдать. Око за око. Иногда желание избегать наказаний способствует изменению поведения, так как любое живое существо ищет более выгодное поведение и найдя его может уже не совершать осуждаемых поступков. Оно может восприниматься нейтрально, но чаще воспринимается как насилие, а насилие запускает порочный круг заново причем по треугольнику Карпмана (последователь Берна), где меняются агрессор, жертва и спасатель. Так сохраняется баланс, но не происходит никакого личностного роста.
В случае принятия вины, вы передаете власть другому (он же в отличие от меня в порядке, вот пусть и вершит справедливость), а в случае принятия ответственности, она остается у вас.
Виктор Франкл в лекциях как-то разбирал понятия вины и ответственности. Он говорил о преодолении нацизма в Германии, но приводил довольно простой пример с экстренной операцией. Виновны ли мы в том, что у нас аппендицит - нет, но ответственны ли мы перед врачом, который нас спас - определенно да, он должен получить за спасение нашей жизни плату. И будет она взята из налогов или наличных - другой вопрос, который решается на уровне государства, но любой труд должен быть вознагражден.
Есть еще хорошая фраза, что незнание закона не освобождает от ответственности, она тоже дифференцирует ответственность с виной, так как незнание освобождает от вины. Но социальную справедливость восстанавливать все равно придется, вы же извиняетесь, когда случайно наступили кому-то на ногу?