Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

"Дом, в котором я живу" (СССР, 1957), "Годы девичьи" (СССР, 1962), "Без вины виноватые" (СССР, 1945): "за" и "против"

Годы девичьи. СССР, 1962. Режиссер Леонид Эстрин. Сценарист Лидия Компаниец. Актеры: Эдуард Кошман, Наталья Кустинская, Елена Корнилова, Анна Дубровина, Павел Морозенко, Николай Крючков и др. 29,0 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Леонид Эстрин (1908–1972) поставил всего четыре полнометражных игровых фильма, но два из них («Голубая стрела» и «Годы девичьи») вошли в тысячу самых кассовых советских лент.

Настя (Наталья Кустинская) полюбила Гната, играют свадьбу, но потом все пошло наперекосяк…

Главной звездой драмы «Годы девичьи» была Наталья Кустинская (1938–2012), уже успевшая к тому времени сыграть заметные роли в фильмах «Хмурое утро», «Сильнее урагана» и «Первые испытания».

Советская кинокритика по большому счету проигнорировала «Годы девичьи», поэтому напрасный труд искать даже упоминание о них в объемной монографии «Киноискусство Советской Украины» (Корниенко, 1975), где (вроде бы) должно быть сказано обо всех фильмах, снятых на студии Довженко.

А вот зрители (разумеется, старшего поколения) этот фильм не забыли, вспоминают о нем и сегодня:

«Фильм содержательный, светлый и красивый. С красивыми артистами. Так хочется пересмотреть» (Тамара).

«Сейчас посмотрел с огромным удовольствием, просто шедевр, особенно на фоне современных киноподелок» (Сигизмунд).

Киновед Александр Федоров

-2

Без вины виноватые. СССР, 1945. Режиссер и сценарист Владимир Петров (по одноименной пьесе А.Н. Островского). Актеры: Алла Тарасова, Виктор Станицын, Борис Ливанов, Ольга Викландт, Владимир Дружников, Алексей Грибов, Павел Массальский и др. 28,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Пятикратный лауреат Сталинской премии режиссер Владимир Петров (1896–1966) поставил 19 полнометражных игровых фильмов, многие из которых («Петр I», «Кутузов», «Без вины виноватые», «Сталинградская битва», «Спортивная честь», «Ревизор», «Накануне») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

В год выхода фильма «Без вины виноватые» на экран советская пресса оценила его весьма позитивно.

В журнале «Искусство кино» была опубликована большая статья, где говорилось о том, что авторы картины «вложили много вдумчивого труда в перевод пьесы Островского на язык кино и при содействии исполнителей достигли хороших результатов. Островский со всем своеобразием драматургии действительно перешел жить со сцены на экран и сохранил там все, за что так любит его советский зритель: глубину постижения русского человека в правде его сердечных устремлений, в высоте душевных помыслов. Верой в правду искусства, преображающего жизнь, веет от этого фильма, исполненного любви к народному драматургу» (Дурылин, 1945: 20).

Этот фильм многие зрители вспоминают и сегодня:

«Вчера все полтора часа сидела с мокрыми глазами, хотя не плакса. Щемящая музыка, добрые, выразительные глаза Тарасовой, и рвущий душу голос. Ливанов даже из такого ничтожества, как Муров, создал значительный образ» (Элла).

«Замечательный фильм, замечательная игра актёров. Алла Тарасова – легенда нашего кино!» (Л. Макарова).

«Получаешь большое наслаждение от просмотра этого фильма. Изумительная игра актеров!» (Лена).

«Смотрела в детстве и много лет спустя. Не могу оторваться от него. Актёры играют в стиле тех времён, театрально. А Дружников – живой, настоящий, с нервом. Все последующие постановки уступают» (Т. Боброва).

«Алла Тарасова в фильме играет блистательно, но с партнерами ей не везет: юный Дружников – милый, нежный мальчик, а Незнамов не может быть милым, в нем должна быть колючесть» (Любовь Р.).

«Посмотрела фильм еще раз. Все–таки великое кино умели делать старые мастера! Незнамов, на мой взгляд, превосходен. Этот мальчик задерган, озлоблен, но и доверчив. Он даже не чувствует фальши в героине Викланд и мгновенно реагирует на ласку, поскольку он ее никогда не видел. А общение с Кручининой стало для него большим потрясением. Дружников это сыграл блестяще! В этом фильме вообще собраны актеры первой величины. А лучше Тарасовой… никто не сыграл» (НВЧ).

Киновед Александр Федоров

-3

Дом, в котором я живу. СССР, 1957. Режиссеры Лев Кулиджанов, Яков Сегель. Сценарист Иосиф Ольшанский. Актеры: Валентина Телегина, Жанна Болотова, Владимир Земляникин, Евгений Матвеев, Римма Шорохова, Павел Шальнов, Михаил Ульянов, Нинель Мышкова и др. 28,9 млн. зрителей за первый год демонстрации.

Режиссер Лев Кулиджанов (1923–2002) поставил 10 полнометражных игровых фильмов, три из которых («Дом, в котором я живу», «Отчий дом», «Когда деревья были большими») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Режиссер Яков Сегель (1923–1995) поставил 14 фильмов, два из которых («Дом, в котором я живу», «Прощайте, голуби!») вошли в тысячу самых популярных советских кинолент.

Мелодрама «Дом, в котором я живу» была очень тепло воспринималась и зрителями, и кинокритиками.

К примеру, в энциклопедическом словаре «Кино» отмечалось, что «намеренная лаконичность режиссуры, подробно и тщательно исследующей характеры героев и обстоятельства их жизни, позволили Кулиджанову (и Сегелю) создать групповой портрет современников, передать поэзию и героику будней» (Шилова, 1987: 221).

В «Истории советского кино» утверждалось, что «Дом, в котором я живу» «имел очень большой принципиальный смысл. Именно здесь, как в зародыше, была заложена поэтика многих последующих лент… Именно здесь с наибольшей ясностью раскрылся драматургический принцип некого «среза» людской общности, прослеженной во времени, в движении, в верности самым важным и коренным основам советской жизни, непоколебленной никакими испытаниями. Впечатление от фильма было бы еще большим, если б его общая атмосфера, настроение, достигаемое целостным решением, соединились бы с глубиной и яркостью каждого образа, с более насыщенным психологическим анализом, большим содержанием самих человеческих судеб… Поэтому «Дом, в котором я живу» запоминался скорее общим настроением, чем сущностью изображаемых судеб, характеров, человеческих типов» (История советского кино. Т.4. М., 1978. С. 49-50).

В XXI веке киновед Ирина Гращенкова писала, что «Дом, в котором я живу» – этапный фильм, утверждающий значимость частной жизни и масштаб обычных людей, каких большинство. В нем впервые была показана «война без войны», определены этические истоки нашей победы. … Правда написанных в сценарии характеров, правда частной жизни – эпоха предстала в поэтическом и ностальгическом ореоле» (Гращенкова, 2010: 255).

P.S. «Как я чуть было не снялся у Льва Кулиджанова». Во время учебы на киноведческом факультете во ВГИКе меня случайно заметила ассистентка режиссера Льва Кулиджанова (он в ту пору работал над фильмом «Карл Маркс. Молодые годы») и пригласила меня сняться в массовке. «В какой сцене?», – спросил я. «Это будет сцена в ресторане. Вас просто оденут в костюм XIX века, вы будете сидеть за столом, есть, что дадут. И больше ничего от вас не потребуется». Какому студенту не захочется бесплатно пообедать в ресторане, да еще и «под сурдинку» сняться у мэтра? Я, разумеется, ответил согласием. Каково же было моё разочарование, когда на следующий день на студии Горького мне сказали, что желающих сняться в «ресторанной» массовке было слишком много, и я уже не нужен…

Отзывы аудитории XXI века на фильм «Дом, в котором я живу», как правило, позитивны:

«Замечательное доброе, душевное кино! Без всяких громких слов о победе социализма, с полным отсутствием ложной патетики в фильме рассказывается о простой рабочей семье, живущей на когда–то московской окраине… О любви к Родине, о человеческом счастье и смысле жизни» (Фриценятка).

«Преданно люблю эту картину с детства. Помню, меня потрясло, когда мой папа сказал, что при первом просмотре фильма в кинотеатре, куда они много лет назад ходили с мамой, он прослезился. Для меня это было большим откровением и неожиданностью... Знаю картину практически наизусть. Поэтому периодически "подсказываю" реплики. Актерский состав великолепный. Валентина Телегина создала многогранный образ матери и живого человека, со своими принципами, пристрастиями, ошибками, которые она умеет мужественно признавать. Добрая, сильная, мужественная женщина, на таких держалась и держится наша страна» (М. Морозова).

«Посмотрел на одном дыхании. Поразительно, как Кулиджанову удалось избежать необходимых (всем навязываемых) в то время идеологических вставок – портретов вождей, упоминаний комсомола и партии. И получилось правдиво и очень талантливо. Жаль, что впоследствии кроме других великих картин этого режиссера ("Преступление и наказание", "Когда деревья были большими") появлялись и "заказные" – «Синяя тетрадь»", «Карл Маркс. Молодые годы»). Но, конечно, простим ему это. А этот фильм, конечно же, кинолегенда – в лучшем смысле этого слова» (Николай).

Киновед Александр Федоров