ПТСР может сформироваться после событий, в которых есть две составляющих:
- человек чувствует себя бессильным,
- есть угроза его жизни.
Причем это не обязательно объективно с точки зрения других людей. Это так он ощущает. Например, человек с расстройством личности может так воспринять то, что большинству так не звучит и получить кроме расстройства еще и травму. Да еще и на фоне того, что для окружающих нормально и они будет крутить пальцем у виска. Это еще усилит его дезадаптацию.
Но это крайность. Я упомянула это потому, что тут не логикой надо измерять и как оно другим, а своими ощущениями.
Но вернемся к в целом здоровой психике. Все ли после травмы получат ПТСР?
Нет.
Примерно 20%.
То есть новости это хорошие.
Что увеличить вероятность получения ПТСР? Я уже писала, что сон сразу после произошедшего и не проживание травмы в моменте увеличивает вероятность. Но также ее увеличивает применение лекарств, которые отключают.
Я видела человека, который случайно попал в одну страшную ситуацию на одной необъявленной во**е и потом его вытащили оттуда и налили во**ки. Месяц он пил.
Я вижу у него признаки ПТСР сейчас. Он не смог прожить случившееся.
Были бы лучше если бы не пил и проживал?
А я не знаю. Он мог бы и не прожить. В такой ситуации есть риск того, что человек причинит вред себе, банально выйдет в окно, или другим, пойдет мстить.
Вот мы и подошли к дилемме, которая есть у психиатра при принятии решения выписывать ли лекарства человеку в острой стадии горя.
Выпишешь, у него травма в психике застынет, не проживётся и превратиться в ПТСР с большой долей вероятности. Не выпишешь -может не пережить.
Еще там проблема, что лекарства отключат на время, но потом то их надо отменять и человек вернется в точку, где опять надо проживать случившееся. А там уже и травма "застыла" да и окружающие не так сочувствуют. Типа ну год назад же было, ну сколько можно то уже? Норма то год горевать. Иди там я не знаю... Делом займись.
И опять вопрос, где вероятность того, что он причинит вред себе или другим выше: если сразу не дать лекарства или если их потом отменить?
Есть третий вариант. Пить лекарства всю жизнь. Называя вещи своими именами — это зависимость. Люди еще часто меняют лекарства на ПАВ, потому что вроде как если пьешь лекарства, то п*их, если вод**чку, то "а кто не пьет".
Понятно, что тут может помочь психолог. У нас даже провели обучение среди психологов как работать с травмой. Сейчас с военной. Ожидают людей из зоны С**. Кабинеты сделали. Ждут.
Вот только не приходят люди с ПТСР к психологам. У этого расстройства один из диагностических признаков- недоверие миру и людям. Не доверяют они психологам.
Да и опыт там настолько отличается от опыта жизни здесь, что люди совершенно справедливо считают, что психолог в теплом кабинетике их понять не сможет. Может выслушать, может помочь выговориться, но альянс для работы и доверие там ОЧЕНЬ тяжело создать.
Грустно сегодня получилось. Но из песни слов не выкинешь..