Добрый день, уважаемые читатели.
Хотелось бы поговорить о моде, о том, как люди, в том числе наши уважаемые сограждане, одеваются. Уж очень интересная это тема, к тому же непосредственно влияющая на культурное самосознание целых народов (вот так, ни больше, ни меньше!). Мода – это социальное явление. Про нее нельзя сказать односторонне, не упоминая про жизнь людей в целом. Чего коснусь и я в этой статье.
За эти годы, у кого-то они пять лет осознанной жизни (если человеку исполнилось 20 лет, - я считаю Осознанной жизнь, когда человек перешагнул хотя бы пятнадцатилетний рубеж); у кого-то 25 лет осознанной жизни, если человеку около сорока, как мне сейчас. Так вот, как сильно и в каких направлениях менялась мода в России и в западном мире. Дело в том, что мода, т.е. то, как одевается большая часть трудоспособного населения, туда же входят и взрослые (старше 15 лет) учащиеся различных учебных заведений, мода непосредственным образом влияет на психосоциальное внутреннее определяющее поведение людей. Вплоть до того, что влияет на культуру в целом. Влияет даже на поведение, осознанное или не совсем, людей на улицах, на работе и учебе.
Историю моды в целом мы не будем разбирать, нас интересует ближайшие 50 лет (полвека!) – это начиная с 70-х годов XXвека.
Итак, 70-е годы. Это расцвет хиппи и рок-движений в западном мире. На советских людей эти движения оказали влияние, но не столь сильное, в силу определенной социально-политической закрытости страны в то время. Тем не менее, самые основные детали изменения в глобальной моде очень широко распространились по всему Советскому Союзу. Это внезапно ставшие очень короткими платья и юбки молодых девушек (и недовольная такой модой более пожилая часть населения никак не могла повлиять на это). Это обтягивающие блузки различных покроев, в том числе водолазки. Это также обтягивающие, либо сильно облегающие брюки, в верхней части тела, расклешающиеся книзу. Одновременно, поведение молодых людей (и девушек, и парней) – молодыми я считаю людей до 30 лет, поведение стало, мягко говоря, более раскованным, даже зачастую дерзким (что сейчас вообще чуть ли ни приветствуется…).
Идем дальше. 80-е годы. В моду все больше входит рок-течение и в моде, и в повседневной жизни. Появляются рок-н-ролл, массовые занятия девушек гимнастикой в соответствующей яркой и открытой одежде – купальники с длинным рукавом, яркие гетры, повязки. И такой же яркий, зачастую перламутровый макияж – всевозможных цветов тени для век, подводка для глаз, темная губная помада. В жизни страны появляются провозглашенные М.С.Горбачевым перестройка и гласность. Все больше западного входит в жизнь советских людей. Все больше и больше, больше и больше. В моде появляется чуть ли не поклонение джинсовой одежде – у кого ее нет, тот считается как минимум «не модным» и не современным. Джинсы покроя «банан», так называемые «варенки», джинсовые куртки, джинсовые жилеты. Кроссовки. Никто не имел право не купить себе и даже своему ребенку пару кроссовок – иначе все, он вне моды. Одновременно с этим поглощением советской не только моды, но и культуры в целом, Западом, - все больше взрослых людей внезапно стали «хотеть перемен», как в песне популярного в те годы певца Виктора Цоя.
90-е годы XX века. Перелом в сознании людей (которые, после распада Советского Союза, внезапно горько осознали, что именно они потеряли). Тем не менее, новая политика «построения» западной «свободы» и капитализма многим пришлась по вкусу. В том числе в мире моды, где еще сильней стали процветать мини-юбки 70-х, свободные джинсы 80-х и еще нечто новое. Это даже не покрой одежды (огромные свитера с нарочито крупными рукавами у парней; такие же нарочито свободные брюки и одновременно расцвет мини и всего самого яркого и дерзкого у девушек). Это общий стиль поведения, когда, следуя общепринятым «нормам» поведения в обществе, ни в коем случае нельзя было повести себя как «лох» (!?), и нужно было демонстрировать всем и каждому свою «независимость» и самодостаточность. Тяжелые времена, я скажу, для многих людей, особенно принадлежащих к сфере умственного труда и просто людей тонкой душевной организации…
2000–е. Многие называют этот период «Путинской оттепелью». Смена президента, установление в обществе какой-то неуловимой стабильности, спокойствия, даже умиротворения. Я хорошо помню 2001 год, года летом внезапно все женщины и девушки стали ходить в небесно-голубых, светло-сиреневых и нежно-лиловых блузках, юбках и платьях с высокими разрезами. Вошли в моду принты крупными цветами, оборочки, рюшечки, и просто разные элементы неагрессивной женственности. Когда мода внезапно стала мягкой и нежной, в моду вошли все теплые оттенки, в том числе теплый коричневый, как сейчас говорят, шоколадный. Да, мини-юбки остались, обтягивающие и одновременно расклешенные брюки тоже. Но мягкость поселилась ненадолго в обществе. В моду стали входить образованность, обычная человеческая культура, многие люди вернулись на вновь заработавшие заводы и предприятия. Правда, мини-юбки все так же шествовали по тротуарам больших и маленьких городов и сел, их обладательницы стремились показать как можно больше частей своего тела.... Еще брюки или джинсы стали обязательно с «низкой» посадкой, открывающей живот (который тогда - просто обязательно! - «должен» был быть плоским). Зачастую девушки так ходили даже зимой, простужая почки и поясницу, но неукоснительно следуя моде с «низкой» посадкой брюк…
Конкретно про моду 2008 – 2013 годов. Это переход в 2010-е. В моде все еще теплые цвета, правда, все чаще становящиеся кислотно-яркими. Рюшечки, оборки, бантики, завязки – все это в моде. Но одновременно вдруг в СМИ в разных женских журналах, случайных статьях в интернете и в газетах, заговорили о некоем «возвращении 90-х». Все чаще в моду буквально стали вклинивать черный цвет, резкие формы, глянцевый серый блеск. Тем не менее, тогда основной тенденцией все еще оставались женственные юбки разных интересных фасонов (всевозможные сборки, платья с пышными подолами и юбки-тюльпаны), те же сборки и другие женственные элементы, принты, нашивки цветов, были во всем – в беретах, в шапках, шарфах, блузках, пальто. Кстати, в верхней одежде тогда внезапно начала входить в моду некая милитаризационность. У многих тренчкотов и пальто застежки стали с двумя рядами черных (в основном черных), пуговиц. Появились нашивки на плечах сродни погонам в военной форме. В летних и демисезонных бриджах внезапно появился объем в области бедер, в точности, как на многих военных брюках разных стран в разное время. Это время, когда вошла в моду милитаристская расцветка. Внезапно в моде стали куртки (как женские, так и мужские), с «защитной», «под военную», расцветкой. Не только куртки, - это могли быть брюки, мужские и женские бриджи и футболки.
Эта военизированная расцветка постепенно, сезон за сезоном, год за годом, переходила дальше - в 2015, 2016, 2017 и т.д. Все больше и больше, вместо женственной приталенности платьев, пальто, пуховиков, стала приходить в моду грубая и развязная (как сейчас говорят, расслабленная) одежда большего размера, чем отдельно взятая женщина носит. Так называемый «оверсайз». Причем брюки и джинсы, наоборот, повально стали «скинни», то есть обтягивающие, в точности, как лосины или леггинсы. Все чаще производители стали предлагать в сетевых магазинах одежды (на которые, кстати, переключилась большая часть населения, лишив простых предпринимателей, державших небольшие магазинчики, и завозивших красивую и интересную одежду «со вкусом», прибыли, и поэтому те через лет пять такой «неторговли» стали просто закрывать свой бизнес) … Все чаще в сетевых магазинах стали появляться товары так называемый «спорт-шик» (обычные брюки с яркими лампасами для женщин). Обычный свитер с двумя внезапными контрастными грубыми «спортивными» полосами на нем. Одновременно в сетевых магазинах верхняя одежда внезапно стала предлагаться без меховой оторочки. Больше того – даже без греющего капюшона! Помню, как я ходила из магазина в магазин, ища практичный пуховик на зиму, и везде встречала в основном варианты без капюшона.
…Большинство людей продолжали по привычке (да и не все могут менять себе каждый год-два верхнюю одежду по финансовому положению) ходить в тех еще пуховичках со сборочками на рукавах, с меховыми оторочками, в облегающих джинсах «скинни».
И вот, в 2018-2019 годах внезапно вошли в моду свободные джинсы-бананы «мом», голые щиколотки, распахнутые серых цветов пальто без намеков на защиту от ветра и холода и… То ли спортивные, то ли «под» спортивные костюмы, одинаково серых и бежевых расцветок, как для парней, так и для девушек…
Дальше – больше. В 20-е годы «оверсайз» стал почти «естественным». Мода становилась всё грубее и грубее и одновременно, как сейчас принято говорить, «маскулиннее» (только зачем?). В моду как почти обязательный атрибут вошли почти мужские пиджаки свободного кроя – для женщин и молодых девушек! Брюки и джинсы стали широкими, так называемые «трубы», "палаццо". Вместо туфлей, ботильонов и балеток неизменными стали кроссовки и нарочито грубые ботинки на толстой подошве. Их так открыто и называли – «берцы»!.. Они стали «входить в моду» еще с середины 2010-х… Подо всей этой одеждой, как ее ни сочетай, почти не видна Женщина, Девушка. Да, именно женственные формы внезапно появившаяся мода стала буквально скрывать, делая образ женщины «маскулинным», а проще говоря, мужеподобным. …Вот только зачем?...
Почему-то кажется, что мода последних лет стала социальным инструментом влияния на людей и социокультуру в целом. Какого именно направления – не буду делать пока никакие выводы. …