Найти тему
Александр Фёдоров

Легенда Макаровского моста в Кронштадте

Макаровский мост в Кронштадте (фото автора)
Макаровский мост в Кронштадте (фото автора)

Макаровский мост - одна из главных достопримечательностей Якорной площади Кронштадта. Это ещё и самый необычный из городских мостов – ведь он сделан не для преодоления водной преграды, а для перехода над оврагом Петровского дока. Грандиозный котлован, вырытый ещё в XVIII веке, использовался для спуска воды из доковых камер в технический бассейн и очень мешал проходу от Красной улицы в северные районы города и наоборот.

Деревянный мост через Доковый овраг (1902-1908 гг.)
Деревянный мост через Доковый овраг (1902-1908 гг.)

Первый ещё деревянный мост здесь был построен в 1901-1902 годах по инициативе вице-адмирала С.О. Макарова – главного командира Кронштадтского порта и военного губернатора Кронштадта. Через шесть лет деревянные конструкции обветшали, и движение по мосту запретили. Что вызвало большое неудовольствие горожан. Сначала планировали сделать капитальный ремонт, но в итоге было решено строить постоянный металлический мост.

Мост королевы Елизаветы в Будапеште - "старший брат" Макаровского моста
Мост королевы Елизаветы в Будапеште - "старший брат" Макаровского моста

Подрядчиком выступила известная петербургская фирма «Литейно-механический завод «Ф. Сан-Галли». Она же сделала и три проекта моста. В пояснительной записке к первому указывалось, что в качестве инженерного образца использован висячий мост королевы Елизаветы в Будапеште, построенный в 1903 году. Заказчик требовал удешевления работ и, в итоге, остановились на третьем варианте стоимостью в 16040 руб., и фирма обязалась выполнить все работы за 4 месяца.

Реклама завода "Ф. Сан-Галли" (начало XX века)
Реклама завода "Ф. Сан-Галли" (начало XX века)

Открытие Макаровского моста приурочили к церемонии освящения Морского Николаевского собора. В связи с этим появилась любопытная легенда, что мост строили специально для Николая II, чтобы ему было удобней пройти к храму.

«Государь в нерешительности остановился: мост показался ему недостаточно надёжным. Возникла неловкая пауза, но тут из свиты императора вышел офицер и строевым шагом прошел по мосту, тем самым продемонстрировав его безопасность. Его Императорское Величество тут же снял с груди орден и наградил находчивого офицера…». Так или примерно так на экскурсиях рассказывают о переходе Николаем II Макаровского моста. Легенда, конечно, красивая, но никакого отношения к действительности она не имеет.

Император Николай II с дочерьми прибыл на церемонию освящения Морского Николаевского собора
Император Николай II с дочерьми прибыл на церемонию освящения Морского Николаевского собора

10 июня 1913 года (по старому стилю) в день освящения Морского Николаевского собора император действительно приезжал в Кронштадт для участия в торжественной церемонии. Вот только воспользоваться Макаровским мостом Николай II никак не мог, так как он официально ещё не был открыт. Царская яхта причалила к парадной пристани Петровского парка, а далее император c дочерьми добирался до Якорной площади в экипаже.

Открывали мост уже после окончания освящения Морского собора, когда государь убыл. Церемония была скромной. Официальных лиц не было. Присутствовала только вдова вице-адмирала Макарова, в честь которого мост и назвали.

Макаровский мост в 1913 году
Макаровский мост в 1913 году