Начну немного непривычно, "зацепившись" за предыдущий рассказ о затоплении немецкого флота у Железных ворот. В числе затопленных немецких кораблей и катеров была и госпитальная баржа "Sip". Корабль был предназначен для транспортировки тяжелораненых военнослужащих госпиталя Австрии и Германии для дальнейшего лечения. На барже было несколько операционных, палаты для раненых, больничная столовая, кладовые для еды, воды и медикаментов, а также каюты для персонала. У баржи Sip в отличие от базового проекта не было двигателей. Их убрали, чтобы освободить место для парового котла и системы центрального отопления.
Самое интересное, что баржа сия жива и поныне, правда, выглядит она несколько непривычно. Примерно так:
И зовется он ныне Betonski Brod ("бетонный корабль") Почему? Да потому, что он , и правда, бетонный. И изначально "Sip" был бетонным.
Корабль после войны достаточно быстро подняли, и репарациям передали Югославии. Благодаря уже установленной системе центрального отопления и разделенному интерьеру BBP легко превратила его в "жилой корабль" для сотрудников и их семей, работающих над реконструкцией Нового Белграда. Фактически, это была "общага" Sip был ошвартован на правом берегу реки Сава недалеко от моста Газела. Плавсредство имело 20 комнат, четыре общих ванных и санитарных узла, большой холл, гостиную, комнату для уборщика, котельную и большую террасу на палубе. Когда семья покидала корабль после выполнения контракта, к ней переезжала другая семья. Потом Югославия распалась, компания разорилась, на корабле поселились бомжи (югославские). Тогда он выглядел так:
Он был выкуплен в 2013 году и превращен в ресторан. Но, несмотря на все перестройки, это настоящий "немец" военной постройки.
Мы уже говорили о немецких бетонных судах строившихся в Штеттине и Кёнигсберге. А, вот теперь мы поговорим про еще одну серию бетонных судов. Хотя нет... это была не одна серия (но строила их одна фирма).
Итак, 1942-й год. При Главном Управлении судостроения Германии создается Управление судостроения бетонного флота. Одной из фирм, получивших заказ стала «Schalenbau K.G. Dr. Erich Lübbert», и именно она стала крупнейшим производителем бетонных судов в тогдашней Германии
Вообще-то доктор Любберт, изначально был юристом и шовинистом (одно другому не мешало). В 1910 перебрался в германскую колонию Юго-Западная Африка (ныне Намибия), где открыл адвокатскую контору. Специализировался на горно-хозяйственном праве, консультировал фирмы по добыче алмазов. Состоял в правлениях горнодобывающих и железнодорожных компаний.
Участвовал в Первой мировой войне на территории Юго-Западной Африки, имел звание лейтенанта германских войск. После войны продолжил предпринимательскую деятельность в партнёрстве с недавними военными противниками. Но при этом, он состоял в консервативно-монархической военизированной организации «Стальной шлем», был членом её экономического совета.
В 1920 Эрих Любберт стал директором алмазодобывающей компании Consolidated Diamond Mines of South-West-Africa Limited, деловым партнёром Эрнста Оппенгеймера.
В 1924 Любберт возвратился в Германию. Являлся генеральным директором железнодорожной компании AG für Verkehrswesen. Расширил сеть компании, установив тесное партнёрство с Dresdner Bank. Основал фирму Dr. Lübbert & Co KG. В 1928 вошёл в состав наблюдательного совета строительной корпорации Dywidag, в 1937 приобрёл контрольный пакет акций. Он участвовал в Обществе по изучению фашизма, поддерживал НСДАП. 19 ноября 1932 Эрих Любберт подписал коллективное письмо группы предпринимателей президенту Гинденбургу, в котором содержалось предложение назначить Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Так что появление этого заказа было ... не случайным.
Начиналось все в Свинемюнде. Но потом программа бетонного судостроения была рассредоточена по разным городам. Строились суда 4 типов.
1. Нефтяные танкеры (пароходы) 3770 тонн для морских перевозок.
2. Сухогрузы (пароходы) 3650 тонн для морских перевозок.
Они имели "общий" корпус, отличавшийся только люками. Строительные площадки под изготовления корпусов первого и второго типов были созданы в Варне (для Черного моря, чтобы перевозить румынскую нефть) и в Rügenwalde ныне город Дарлово в Польше (для Балтийского моря). Правда, на этом заводе построили не так много корпусов.
В Rügenwalde в конце 1942-го года началось оборудование первой площадки для изготовления бетонных корпусов. А в июне 1942-го года первый корпус был готов и получил свой серийный номер.
Наибольшие трудности доставляло снабжение, так как дорог в том районе не хватало, и материалы для строительства доставлялись только морем. Для ускорения разгрузки приходивших судов, в Rügenwalde был создан даже отдельный причал. В течение 1944-го года там было построено и оборудовано ещё 2 судна второго типа. Все работы велись силами военнопленных.
Первый корпус построенный в Rügenwalde был подвергнут серии испытаний, в том числе на изгиб и стойкость к взрыву. Стойкость взрыву проверялась по следующей методике. На глубине 30 метров под судном взрывали заряд 100 кг взрывчатого вещества. После взрыва судно должно было остаться на плаву, а команда должна иметь возможность провести необходимый ремонт имеющимися на судне аварийными материалами. Данные испытаний подтвердили, что стойкость корпуса соответствует стойкости аналогичного стального корпуса.
Два готовых судна были в 1945-м году захвачены Советской армией и уведены в СССР. (Один из корпусов сохранился). Ещё два готовых корпуса, которые не были оснащены, были подорваны. Эти суда имели следующие характеристики:
- дедвейт – 3650 тонн,
- водоизмещение – 6570 тонн,
- скорость – 10,5 узлов,
- длина – 90 метров,
- ширина – 15 метров,
- осадка 6,5 метров.
3. Речные баржи 1000 тонн строили в городе Neuß в районе Дюссельдорфа (для Рейна) и в городе Новый Сад для Дуная. Баржи имели следующие характеристики:
- дедвейт – 1160 тонн,
- длина – 80 метров,
- ширина – 9,55 метра,
- осадка – 1,55 метра.
4. Каботажные и речные суда водоизмещением 300 тонн строили в городе Ostswine (ныне Польша) и Роттердаме.
В Роттердаме было 6 площадок по изготовлению корпусов. Скорость изготовления достигала до 2-х корпусов в месяц. Всего было изготовлено 24 корпуса. Дальнейшее дооборудование корпусов производилось на небольших голландских верфях. Девять судов были полностью готовы и введены в эксплуатацию, но дальнейшая их судьба не известна.
Двенадцать корпусов были изготовлены в Larvik, Обычно пишут, что "...из-за невозможности их дооборудования и отсутствия к ним интереса после окончания войны, корпуса были взорваны, а бетон был использован на строительстве порта". Не совсем так. Фирмой Dyckerhoff & Widmann, Larvik, Norway были достроены:
PINTE Построено: 1945 г., верфь A/S Holens Slipp, Larvik, Norway
Водоизмещение: 268 брт / 192 нрт
Главные размерения: 40,59 x 7,0 x 2,63
Двигатели: 2SA 12-cyl. Regie National des Usines Renault, France
DANKMAR 1944 г., верфь Bauer & Sohn, Larvik. Окончательно укомплектовано в 1945-м году в Langesund. Водоизмещение: 275 брт / 195 нрт Двигатели: 2 Oil 2SA each 6-cyl. Renault.
ELMAR 1945 г., верфь Bauer & Sohn, Larvik, Norway
Водоизмещение: 268 брт / 194 нрт Главные размерения: 40,59 x 7,01x 2,64/
Двигатели: 2 Oil 2SA each 6-cyl. Renault
Эти суда имели два грузовых трюма, силовую установку 200 л.с. в корме. Общая масса корпуса составляла 225 тонн. На его изготовление шло 18 кубов тяжелого бетона и 75 кубов лёгкого бетона. Силовая установка немецких кораблей состояла из двух танковых моторов по 100 л.с. Суда имели следующие характеристики:- длина – 40,5 метров,- ширина – 7 метров,- осадка – 2,87 метра,- дедвейт – 337 тонн,- водоизмещение – 627 тонн.
Если говорить в целом, то задача по строительству бетонных корпусов была очень непростой. Почему? Потому, что сухогрузы и танкеры предназначались для морских перевозок. В чем сложность? В обводах. Одно дело "сваять" из бетона плоскодонную баржу, другое дело морской корабль с приличными обводами.
Небольшие суда вообще строились... вверх килем. "Schalenbau K.G. Dr. Erich Lübbert" изготавливала опалубку и осуществляла сборку, металл изготавливался на "Вулкане" (Штеттин). Бетон поставляла компания Dykerhoff & Widmann (которая для тяжелых бетонных работ привлекала военнопленных и заключенных концентрационных лагерей).
Технология строительства была простой: корпус формировался на легкой болванке в доке. После застывания бетона док заполнялся водой, болванка с корпусом всплывала, переворачивалась (ее немного придерживали тросами). После этого ее вынимали краном, бетонный корпус выводили из дока и ставили на достройку.
Суммарно, были построены около 50 единиц различных типов. В их числе еще один интересный кораблик, сохранившийся по сию пору. Выглядит о так:
Это один из "залов" Ростокского морского музея, бетонное судно "Капелла". Судно построено в 1944 году, работало и буксиром, шаландой, пока в 1988 году не стало музеем.
Самое интересное, что немцы умудрились даже построить 4 лихтера в Херсоне на том самом предприятии, где наши строили доки (ныне "Паллада"). Но судьбу их проследить пока не удалось.
Верфь в Варне после войны и вплоть до 80-х гг активно выпускала плавмастерские 889 и 890 пр. на бетонных корпусах, а также брандвахты. А верфь в Херсоне - дебаркадеры, а позднее композитные железобетнно-стальные доки, которые перегоняли даже в азиатские регионы. Насчет Нови-Сада, очевидно ж/б судостроение там так и не развилось, т.к. тамошняя верфь известна традиционным стальным судостроением.
А, что же "хозяин бизнеса, доктор Любберт? Его, наверное судили за использование концлагерного труда?
Ничуть. Он неплохо "поднялся" на восстановительных работах, а, потом уехал в ЮАР. Жил на ферме Erichsfelde. Продолжал заниматься строительным и горнодобывающим бизнесом. Поддерживал связи с крайне правыми политическими организациями ФРГ, финансировал Немецкую имперскую партию. Исторя этого финансирования интересна тем, что главу партии конкуренты за председательское кресло партийного босса обвиняли в том, что он финансируется из секретных фондов СССР. Именно тогда ему пришлось раскрыть информацию о том, что партию финансирует... бывший штандартенфюрер. Помер он в возрасте 80 лет.
Ну, а если говорить о технике, то...
Если говорить про суда, построенные в Свинемюнде, то они после войны остались, в основном, в Германии (кому нужен бетонный хлам?)
Суда постройки "Dr. Erich Lubbert & Co. K.G." Swinemünde, Germany
Наименование: FLEISS
Построено: 1943 г., укомплектованов на верфи Willi Klotz, Swinemünde
Водоизмещение: 276 брт / 139 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 150 bhp Panzerengine, 8,2 knots
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lubbert, Swinemünde, Germany.
1946. Установленны новые двигатели 2 x 4-cyl diesel, Augsburg-Nurnberg A.G. (MAN)
1948. Владелец - K. E. Allwardt, Hamburg, W.Germany. Переименован MARIA ALLWARDT.
1955. Владелец - Dyckerhoff & Widmann, Hamburg, W. Germany. Переименован FLEISS.
1956. Владелец - Scaweco Handelsges. W.C. Jörss, Hamburg, W. Germany
1958. Владелец - General Cargo Assoc., Kuwait. Переименован WARRA.
19??. Владелец - A. & H. Alkhalid, Kuwait.
1960. Владелец - H.M. Fayez & Fils, Jeddah. Переименован AL KANAA.
1978. Исключен из LR.
Наименование: TREUE
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 276 брт / 139 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 150 bhp Panzerengine, 8,2 knots
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lubbert, Swinemünde, Germany.
1946. Установлены новые двигатели 2 x 4-cyl diesel, Augsburg-Nurnberg A.G. (MAN)
1948. Владелец - Friedrich Nagel, Hamburg, W. Germany.
1955. Владелец - Orient Frachtkontor Mosney & Co., Hamburg, W.Germany.
1958.07.02. Село на мель (о месте нет данных). Через год снято с мели и отбуксировано в Гамбург.
1962. Продано для утилизации.
1988. С этого года используется как стоечное судно в Гамбурге.
Наименование: HUGBERT
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 6-cyl. Diesel, O. M. Motor, Brescia, Italy
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lubbert, Swinemünde, Germany.
19??. Владелец - Vega-Reederei Friedrich Dauber, Hamburg.
1950. Владелец - E. Gaulke, Hamburg, W. Germany
1952. Владелец - A/S Ved Rebebanen, Copenhagen, Denmark. Переименован FRI.
1955. Владелец - A/S Ved Rebebanen & A/S Em. Svitzer Bjernings Enterprise, Copenhagen, Denmark.
1958. Исключен из LR.
Наименование: INGBERT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 6-cyl. Diesel, Soc. Anon. Brescia, Italy
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1948.10.01. Столкнулось на Эльбе с судном IRIS и затонуло.
Наименование: ISENBERT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 6-cyl. Diesel, Soc. Anon. Brescia, Italy
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Владелец - Deutsche Reich / Transportflotte Speer, Hamburg, Germany
1949. Владелец - Kaptain H.J. Seyd, Bremen, W. Germany.
1951. Владелец - J. Nagel, Bremen, W. Gemany.
1953. Переименован MODAG.
1955. Порт приписки Lübeck, W. Gemany.
1964. Продано в Данию для использования как стоечное судно.
Наименование: н/д
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Затонуло в Schwentinemündung (Kiel), Germany получив повреждения во время бомбардировки.
Наименование: UNVERZAGT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Судно недооборудовано..
194?. Владелец - O. Piening, Glückstadt, Germany.
1950. Переименовано KAI.
1950.09.13. Село на мель и затонуло в районе Söderhäll, Sweden.
Наименование: DAGOBERT
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany
25/1 1944: Владелец -Delivered to "Transportflotte Speer"
1944. Затонуло в Норвегии.
194?. Поднято.
194?. Владелец - O.T. Flakke, Kristiansand, Norway. Переименован RENSTIND.
1952. Установлены новые двигатели 2 x 2-cyl diesel Hjelset Motorfabrik, Aalesund, Norway.
1954. Затонуло в гавани Eide, Norway.
Наименование: EGBERT
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1944. Переведено в Норвегию и дальнейшая судьба не известна..
Наименование: FRITZBERT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
Дальнейшая судьба не известна.
Наименование: GISBERT
Построено: 1943г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
Дальнейшая судьба неизвестна.
Наименование: HERIBERT
Построено: н/д
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
194?. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945.01.29. Затонуло в Японском море (??? в оригинале - EastSea)
Наименование: LAMPERT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Дальнейшая судьба неизвестна.
Наименование: KUNIBERT
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Дальнейшая судьба неизвестна.
Наименование: HARRY BLOHM
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1946. Куплено фирмой Sassnitzer DG, Sassnitz. (Продано не как судно HARRY BLOHM, а как конструкции)
1949. Использовалось как стоечное судно на озере Ruden. Дальнейшая судьба неизвестна.
Наименование: н/д
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
195?. Недооборудовано и передано VEB Deutsche как стоечное судно, Rostock, DDR.
1970. Стоечное судно VEB BBB, Rostock, DDR.
1988. Судно-музей. Переименовано CAPELLA.
Наименование: н/д
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Оборудование в Wismar не завершено.
1945.06. Утилизирован в Tarnewitz, Wismar.
Наименование: н/д
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Swinemünde, Germany.
1945. Оборудование в Wismar не завершено.
1946. Передан G. Friedrichs, Wismar, для оборудования под рыболовную базу.
1946.05. Используется как стоечное судно на верфи "Hansa", Wismar.
1951. Передан на верфь Mathias Thesen как стоечное судно.
1962. Корпус использован при строительстве волнореза в Redintin, Wismar, DDR.
Голландская постройка "Schalenschiffbau Dr. Erich Lübbert & Co. K.G.," Mervehaven, Rotterdam
Наименование: ZUVERSICHT
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 4-cyl. Augsburg-Nurnberg Diesel (MAN)
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
194?. Владелец -Verkerswesen "West", Hamburg, Germany.
1948. Владелец - Kaptain F. Stüven, Hamburg, W. Germany.
1952. Владелец - Orient & Handels- und Frachtkontor, Mosney & Co. K.G., Hamburg, W. Germany.
1954. Владелец - Lues & Wilhelms, Hamburg, W. Germany.
1956. Владелец - A/S Em. Z. Svitzers, Copenhagen, Denmark.
1959. Исключен из LR.
Наименование: HOFFNUNG
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1945. Владелец - Kapitan R. Wodrich, Hamburg, Germany.
1949. Сел на мель в районе Fridericia.
1949. Снят с мели и отремонтирован.
1952.12.10. Сел на мель и затонул в районе Ханко.
Наименование: BURKHARD
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
194?. Владелец - Vega Reederei F. Dauber, Hamburg.
1951. Продан в Cuxhaven, дальнейшая судьба неизвестна.
Наименование: EGINHARD
Построено: 1943 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 5-cyl. Motorenfabrik Darmstadt
История:
1943. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1947. Завершено оборудование на верфи в Vlaardingen.
1948. Владелец - Kapitan H. J. Seyd, Hamburg, W. Germany.
1951. Владелец - Frachtschiffahrt E. Seyd, Hamburg, W. Germany.
1951. Владелец - Kapitan E. Hamann, Hamburg, W. Germany. Переименован LUBECA.
1952.01.06. Столкновение с BORE V в районе Trawemünde, небольшие повреждения.
1952. Владелец - Kapitan J. Mahler & R. Schröder, Hamburg, W. Germany. Переименован HARU.
1955. Владелец - Westfälische Transport AG, Hamburg, W. Germany.
1957. Исключен из LR.
Наименование: н/д
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1945. Затонул в Hamburg, получив повреждения во время авианалета.
Наименование: REINHARD
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: 2 x 4-cyl. Dyckerhoff & Widmann Diesel
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1947. Владелец - Flensburger Dampfer Co. H. Schuldt & Co., Hamburg, W. Germany.
1952. Владелец - Christel Westerhold, Hamburg, W. Germany.
1954. Владелец - A. Ritscher, Hamburg, W. Germany.
1955. Развалился (??? оригинале – «Broken up»).
Наименование: BERNHARD
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1952. Установлены новые двигатели 2 x 2-cyl diesel, Hjelset Motorfabrik, Aalesund, Norway.
1952. Владелец - O. T. Flakke, Kristiansand, Norway. Переименован RENSHOLM.
1954. Владелец - J. Björnshol, Trondheim, Norway.
1961.12.04. Затонул после посадки на мель в районе Nevlunghamn во время сильного тумана при переходе в Drammen.
Наименование: EBERHARD
Построено: 1944 г.
Водоизмещение: 280 брт / 194 нрт
Главные размерения: 40,50/39,74 x 7,00 x 3,40
Двигатели: н/д
История:
1944. Владелец - Deutscher Seeverkehr Dr. Erich Lübbert, Merwehaven, Germany.
1944. Дальнейшая судьба неизвестна.