Всем привет!
Сегодня мы возвращаемся к рубрике “Психолог с попкорном”, и дата на календаре как бы намекает, что имеет смысл остановить свой выбор на фильме о женщине. Действительно, нет никакого повода противится всеобщему воодушевлению праздником весны. Однако, вместе с тем, попкорн сам себя не съест, к нему прилагается психолог (два), и поэтому фильм, о котором нам хотелось бы поговорить - это фильм, в котором красота происходящего на экране переплетается с глубоко экзистенциальной темой бессмертия - мы сегодня о фильме “Век Адалин”.
Строго говоря, его авторы - далеко не первые, замахнувшиеся исследовать тему бессмертия человеческой жизни, одной из самых экзистенциальных среди возможного.
Наверное, в начале несколько слов о сюжете - молодая женщина, родившаяся в начале прошлого века и попавшая в аварию (трудно поверить, но и тогда, с их скоростями и трафиком такое было возможно), переживает ряд физических трансформаций, которые дают ее телу не только бессмертие, но и полностью освобождают ее от всяких признаков старения. И вот, замерев в 29 лет, Адалин живет свою бесконечную жизнь, беспомощно наблюдая за старением ее дочери, которую поначалу выглядит как подруга или сестра, а потом уже представляется ее бабушкой. Фотоальбом бережно хранит хронологию жизни, где потери давно хлещут через край, а жизнь самой Адалин напоминает шпионский роман, где, чтобы не привлекать к себе внимания спецслужб, нужно каждое десятилетие полностью, как сейчас говорят, “перепрошивать” свою жизнь, лишаясь тех крошечных моментов близости и человеческого тепла, которое она может себе позволить, зная, что скоро их придется вырывать “с корнем”.
Сказочность сюжета не отменяет глубокой психологичности того, о чем говорит с нами фильм.
“Жизнь человека выражается в отношении конечного к бесконечному” - говорил Иван Бунин.
А австрийский психотерапевт Альфред Легнле размышляет о том, что “если бы человек был бессмертен, ему не нужно было бы искать смысл. Он был бы совершенен. Он мог бы сохранять покой, отдыхать и быть при этом вполне довольным собой. У него всегда было бы время для того, чтобы что-то сделать – сегодня, завтра, через тысячу лет.” Экзистенциальная мысль связывает смертность человека с его потребностью искать и находить смысл своей жизни, возможно, именно поэтому Адалин на вопрос подруги, чего ты желаешь в новом году, отвечает - “Прожить его как последний”.
Имея все время мира, которое можно не просто проживать, а проживать во цвете лет - будучи красивой и сильной женщиной, она мечтает об ощущении наполненности и осмысленности, которые дает понимание неизбежности конца. Это может прозвучать пугающе, и даже цинично, но люди, получившие от врачей прогноз длиною в месяцы, а иногда и недели, часто говорят о том, что теперь они совершенно по-другому чувствуют время, наполненность жизни, ее осмысленность. Ощущение бескрайности жизни превращает ее в бесконечную вереницу дней, где можно “никуда не спешить”, увы, в том числе и жить.
Другая тема, наверное, даже ярче показанная в фильме - тема потерь, которую когда-то еще в советской классике сформулировали как “Если у вас нету тети, то вам ее не потерять”. Невозможность проживать свою жизнь в ее естественном ходе, где супруги вместе стареют, а дети взрослеют, всегда оставаясь моложе родителей, превращает жизнь Адалин в череду потерь, невозможность и дальше выносить которые побуждает ее к затворничеству, к отказу от любых привязанностей, которые потом неминуемо причинят ей боль. Бесконечный век для нее - это бесконечное одиночество, где близость, и в обычной жизни невозможная без крайней уязвимости, всегда неминуемо разбивает сердце, добавляя на нем новый шрам. Наблюдать, как стареет и собирается переселяться в дом престарелых ее дочь, тогда как сама Адалин остается прежней - еще одна пытка, которую она выносит, меняясь местами с дочерью и заботясь о ней, как обычно заботятся дети о стареющих родителях.
В фильме мы видим цену бессмертию, которую героиня платит, хотя она его не выбирала. И, несмотря на весь пафос и глубину, о которой мы с вами сегодня заговорили, фильм светлый. Он о том, как много ценного дает нам наша жизнь, позволяя проживать ее небесконечной. Перед нами множество выборов, и, сделав каждый из них, мы наполняем свою жизнь смыслами, для каждого своими.
Позволим себе маленький спойлер - крошечный знак утраченного бессмертия дает Адалин шанс на счастье.
И раз уж сегодня праздник - мы желаем этого шанса каждому из вас 💗
А вы смотрели этот фильм? Как он вам?