Дорогой заинтересованный искатель здоровья, для начала, что такое обмен? В целом, с обменом связан процесс, когда что-либо получают иное одновременно с отдачей чего-либо имеющегося. Если что-то обменять, то, значит, заменить это на нечто другое. Не связано ли это как-то с экономикой? Хорошо, обмен подразумевает взаимность действий, поэтому иногда можно услышать, что обмен - это «взаимные действия по получению одного объекта и передачи другого объекта взамен». Если где-то так, то обмен обусловлен взаимодействием, наверное, без взаимодействия и нет никакого обмена. Между тем, применительно к организму, мы говорим об обмене веществ. Замечательно, но причём тут экономика?
По большому счёту, если есть взаимодействие, то оно определяется характером отношений, выражающимся взаимным притяжением и отталкиванием. И здесь раскрывается дополнительный нюанс обмена, который вполне себе можно «обозвать» вибрацией. Между тем, в естествознании, взаимодействие - это «развёртывающийся во времени и пространстве процесс воздействия одних объектов на другие путём обмена материей, энергией и движением».[1]
Вообще, любой обмен - системный аспект. «Основоположник теории систем Людвиг фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой».[2] Ну да, элементы взаимодействуют друг с другом в системе, поэтому находятся в отношениях между собой и в состоянии обмена. С другой стороны, «важнейшая особенность живых систем заключается в том, что их жизнь невозможна без притока в них энергии, обмена веществ и обмена информацией».[3] Отсюда, для живой системы как бы выделяются три основных потока, вещества, энергии, информации.
Можно ли обмен веществ выделять принципиально без учёта других видов обмена? На самом деле, мы хотим в поисках аналогий совершить небольшой экскурс в экономическую науку, как ни странно. Но, прежде, кое-какие детали также напомним себе по проблеме питания. Ведь питание, как нам говорят, «важная составная часть обмена веществ». Причём, «главное предназначение пищи - обеспечение организма пищевыми веществами и энергией».[4] В данном смысле, питаются любые системы, потребляющие энергию. Однако в системе ведётся обработка входящей энергии, после чего её излишки выводятся. Вот он, опять обмен.
Давайте так, что, например, нужно для жизни растения? Если мы питаемся растениями, то они для нас, по сути, «организуют пищу». В то же время, самим растениям необходимы минералы для питания (почва), вода и солнце. Где тут оформленные структурные потоки, характерные для растительных клеток? «В отличие от молекулярных биологических систем, в клетке можно чётко выделить три структурно оформленных потока, присущих живым системам. Это - потоки вещества, энергии и информации».[5] Что касается растений, то «растения усваивают солнечную энергию и самостоятельно создают питательные вещества в процессе фотосинтеза».[6] Следовательно, вещественный поток в жизни растений связан с минеральным потоком. Само собой, поток энергии определённым образом зависит от солнечной энергии, и, похоже, информационный поток тоже.
Ясно, поток вещества при питании идёт на строительные нужды. «Поток вещества обеспечивает клетку материалом, из которого с участием энергии и информации происходит самовоспроизведение клетки и репарация её структур, получивших повреждения».[7] Да, вещество есть материал, из которого делают что-то вещественное. А каково предназначение информационного потока? Оказывается, «информационный поток вовлекает в своё русло потоки вещества и энергии, «оживотворяет» их, формирует из этих неживых субстанций живые биологические системы».[8] Жизнь входит в систему вместе с информационным потоком?
Где происходит энергетический и информационный обмен? Вероятно, этому в какой-то мере способствует материальная среда, названная полем. Большая российская энциклопедия говорит нам, что электромагнитное поле - это «особая форма материи, которая осуществляет взаимодействие частиц, имеющих электрический заряд». На самом деле, поле может представлять некое пространство, в котором и происходят взаимодействия элементов. Если поле «потревожить», то появится сигнал, поэтому с сигналами может быть связан как раз информационный поток. Тогда как поток энергии определяется в виде стимула к движению, своего рода импульса.
Теперь, а что у нас насчёт обмена в экономике? Рассмотрим этот научный вопрос пока в общих чертах с позиции обществознания, тут есть много чего, на что стоит обратить внимание. Скажем, исходя из того, что обмен есть системный аспект, система - это «структурно-функциональное единство элементов для их совместной, координированной деятельности и обмена продуктами этой деятельности».[9] Получается, что взаимодействие элементов, находящихся в определённых отношениях друг с другом и со средой, ведёт где-то к обмену продуктов.
Так вот, «экономическая сфера есть единство производства, потребления, обмена и распределения».[10] И это всё слагаемые отношений элементов, ибо «в строгом научном и философском смыслах экономика - это прежде всего отношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ».[11] В некотором роде материальные блага (товары) сопоставимы с тем, что называют «веществами» в случае, если происходит их обмен. Поэтому в обмене веществ можно найти аналогии с распределением, обменом, потреблением в процессе питания различных веществ.
Хорошо, экономика знакомит нас с такими ключевыми понятиями, как товар, услуги, деньги. Обращение товаров, их обмен, происходит посредством денег. Однако объектами обмена, с точки зрения обществознания, могут быть вещи, деньги и услуги. А как таковой обмен позволяет эффективным образом использовать те или иные ресурсы. Кстати, что такое услуга? И здесь мы обращаемся непосредственно к экономике, учебному изданию. Если товар считается материальным предметом, то услуга есть «нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности».[12] Однако за деньги люди обмениваются часто и товарами, и услугами. Какие бывают услуги, если их нельзя как товары передавать от одного лица другому лицу? Ну, собственно говоря, довольно разные услуги могут быть, вместе с тем, консультация врача - это также услуга.
Да, в режиме информирования консультирования осуществляются услуги. При реализации услуги происходит непосредственное взаимодействие того, кто исполняет услугу и того, кто её потребляет. Единственное, разве что, можно рассуждать где-то о качестве услуг. Хотя услуга относится к нематериальному благу, с ней всё равно связывают какие-либо объекты. Допустим, транспортные услуги включают в себя перевозку грузов, а предметом консультативных услуг становятся знания субъекта, которые могут применяться уже объектом на практике. Знания передаются в ходе консультации.
Ну а деньги? По крайней мере, если не вдаваться в суть проблемы, деньги, как часто замечают, являются «двигателем экономики». Деньги приводят в действие механизм обмена. Здесь много можно о чём вдумчиво беседовать, но деньги больше обозначают сущность энергетического потока. Мы никаких сейчас выводов конкретных не делаем, оставляем всё на домысливание, однако обмен веществ неплохо описывается экономическими понятиями. Ведь, кажется, реально, экономика играет существенную роль и в обмене веществ. Это намёк, в том числе, и себе, а для всестороннего изучения обмена веществ (метаболизма) в организме всё-таки мы приложим максимум усилий.
[1] Баркова В.В. Современная естественнонаучная картина мира [Текст]: учебное пособие / В.В. Баркова, К.А. Тухватулина. – Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гум.-пед. ун-та, 2017. С. 57
[2] Теоретические основы и методы исследования информационных процессов и систем [Текст] : учебное пособие / Л. А. Лисицин, А. И. Катыхин, Ю. А. Халин ; Минобрнауки России, Федеральное государственное образовательное учреждение высшего образования , "Юго-Западный государственный университет" (ЮЗГУ). - Курск : ЮЗГУ, 2017. С. 9
[3] Философия наук о живой природе: учебное пособие для аспирантов / В.В. Кашин – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 15
[4] Общая нутрициология : Учебное пособие / А.Н. Мартинчик, И. В. Маев, О.О. Янушевич. - М.: МЕДпресс-информ, 2005. С. 13
[5] Фролов Ю.П., Серых М.М. Управление биологическими системами. Клеточный уровень. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2000. С. 8
[6] Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для студ. вузов / Татьяна Яковлевна Дубнищева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. С. 237
[7] Фролов Ю.П., Серых М.М. Управление биологическими системами. Клеточный уровень. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2000. С. 8
[8] Фролов Ю.П., Серых М.М. Управление биологическими системами. Клеточный уровень. Самара: Изд-во “Самарский университет”, 2000. С. 10
[9] Обществознание. Учеб. пособие для учителей, учащихся старших классов и колледжей. В 3 т. Т.1: Человек и общество / М.М. Алдаганов, С. Н. Антонов, В.Я. Бурмистров и др.; Под ред. М.В. Пашкова и А.И. Стребкова. Изд. 2-е, испр. и доп.- Спб.: Островитянин, 2011. С. 304
[10] Обществознание: учебное пособие / М.Н. Глазунов [и др.]; 0-28 под ред. М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2011. С. 40
[11] Обществознание: учебное пособие / М.Н. Глазунов [и др.]; 0-28 под ред. М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Проспект, 2011. С. 136
[12] Экономика: учебник для вузов/И.В. Липсиц. — М.: Омега-Л, 2006. С. 22