Алексей Петрович Боголюбов — выдающийся русский художник-маринист, профессиональный моряк и военный гидрограф.
Если вы ни разу не были в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, очень рекомендуем при случае его посетить. В большом разнообразии коллекций там есть и фонд изобразительного искусства. Читаем фамилии на полотнах: Айвазовский, Клодт, Брюлов, Боголюбов, снова Боголюбов. Среди множества имён великих мастеров эта подпись встречается чуть ли не чаще всех. Что и не странно: другого такого художника, который отразил бы в своём творчестве столько достоверных деталей военно-морской славы России, наверное, даже нет. «Историограф флота» — так и называют Боголюбова.
Сын боевого полковника, всю жизнь проведшего в военных походах и рано умершего от ран, рос озорником. Мать — выпускница Смольного института благородных девиц, еле с ним справлялась. Об этом он тепло и трогательно писал в воспоминаниях «Записки моряка-художника».
Я был всегда очень резв, а потому ей часто приходилось делать мне внушения. Но во все время ее деятельной педагогической любви, она ни разу меня не высекла и не ударила. Что было бы тогда совершенно в духе времени. Ибо приведу два примера: в Александровском малолетнем корпусе меня драли семнадцать раз, да два — в морском.
В общем, понятно, что и в учёбе морской кадет Боголюбов послушанием тоже не отличался. Головной боли преподавателям добавляла его страсть к рисованию. Ладно бы что-то путное изображал, так нет — он за шаржи принялся. Одного высмеял, другого — стерпели, а тут сразу всю экзаменационную комиссию на смех поднял: почтенные адмиралы в карикатурном виде. Сам Иван Крузенштерн с носом, упёршимся в эполет — вопиюще! Хотели уже исключать из кадетского корпуса, но ограничились розгами и распиской, что больше Боголюбов пасквилями заниматься не будет. Ведь учился он действительно хорошо, а летнюю практику в плаваниях проходил «на отлично».
В 12 лет я уже знал все морские мелочи твердо и любознательно.
Из корпуса Алексей Боголюбов вышел имея два нуля с минусом за поведение, то есть ниже некуда. Но в военных науках был хорош, в звании мичмана попал на корабль «Вола». Здесь впервые его художественные способности пригодились для пользы дела. Эскадра шла на Государев смотр, по пути решили провести манёвры.
Поворотить оверштаг всем вдруг!
И два корабля столкнулись, «Волу» протаранил парусник «Фер-Шампенуаз». Чинить её было некогда, но и предстать в таком виде на императорском параде было нельзя. Решили затянуть корму парусиной, а чтоб незаметно было — разрисовать. Боголюбова, как альпиниста, спустили на верёвках, с кистью, мелом и ведром, наполненным сажей. Он начертил «и окна, и тяги, и чешуи разныя». Потом раскрасил. Словом, изобразил всё так, что не отличить. Государь ничего не заподозрил, а находчивый художник получил от капитана благодарность.
Его флотская служба складывалась весьма успешно. В скором времени Алексей стал адъютантом вице-адмирала Дурасова. Вместе с лейтенантским чином пришёл и первый орден — Святой Анны 3-й степени. Ближе к середине XIX века российский флот пополнился невиданным по красоте и ходовым качествам колёсным кораблём «Камчатка». Параходо-фрегат строили по специальному заказу в Америке, три мачты — все с реями. Заострённый нос. Круглую корму покрывал громадный золотой орёл. Служить туда брали только лучших офицеров, фрегатом пользовалась царская семья.
Ус нафабрен, бровь дугой, новые перчатки.
Это, спросят, кто такой? Офицер с «Камчатки»!
Служба на этом корабле стала для Боголюбова судьбоносной. В одном из плаваний на борту оказался зять Николая I, Президент Императорской Академии художеств Максимилиан Лейхтенбергский. Увидев рисунки молодого моряка, герцог пришёл в восторг.
Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании.
Так, продолжая служить на корабле, Боголюбов стал вольным слушателем Академии. А окончив её с Большой золотой медалью — получил должность художника при Главном Морском штабе. Алексей Петрович с воодушевлением взялся за работу. С документальной точностью он воспроизвёл в живописи всю историю Русского военного флота. Боголюбов ведь сам моряк, поэтому в правдивости своих картин он оказался выше всех художников-маринистов, включая Ивана Айвазовского. В его полотнах нет пафоса и дилетантских ошибок. Будьте уверены: если в кадре, например, грот-мачта, она будет фотографически такой, какой была в реальности на этом самом судне. Он путешествует к местам морских боёв, постоянно обращается к архивам, картам и военным мемуарам, чтобы не дай Бог на его картине что-то оказалось не так.
В Главном штабе военных моряков Алексей Петрович ещё занимался тем, что обмерял и в точности зарисовывал очертания различных морских побережий. Изображал входы в порты, шхеры, узкие места и протоки. Потом эти картинки, для наглядности, заносились в лоции — специальные атласы мореплавателей. Они служили для безопасности судоходства. Рисунки были превосходного качества, о чём говорит доклад директора Гидрографического департамента, контр-адмирала Семёна Зеленого.
Принимая во внимание, что снятые Боголюбовым виды по художественному исполнению выше всех до сего времени имевшихся; я считаю долгом моим, в поощрение трудов Боголюбова, просить ему в награду подарка из Кабинета его императорского величества.
Но главным делом своей жизни сам он считал устройство в Саратове первого в России общедоступного музея. Боголюбов давно собирал для него коллекцию. И мечтал, что когда-нибудь любой житель страны, независимо от своего кошелька, костюма и положения в обществе, легко сможет прикоснуться к искусству. Целых восемь лет понадобилось, чтобы победить все трудности, связанные с этим. Сложнее всего оказалось добиться присвоения публичному музею имени опального в те времена писателя Александра Радищева, автора крамольного для царской власти «Путешествия из Петербурга в Москву». Художник был его родным внуком. Цели свои Боголюбов формулировал так:
Оставить по себе память, возвышая втоптанное в грязь имя деда. С другой стороны, я всегда думал, что каждый гражданин в моих условиях обязан все свое имущество отдавать Родине, дабы возвысить образовательное дело.
Профессор живописи Алексей Боголюбов оставил после себя примерно три тысячи художественных работ. Но когда он умер, почётный караул у его гроба нёс военный батальон. Да и сам он всю жизнь считал себя военным. И, видимо, не случайно в названии его воспоминаний «Записки моряка-художника» слово «моряк» стоит на первом месте.
Слушайте программу «Офицеры» в эфире Радио ЗВЕЗДА.