За счет зрения и слуха у нас складывается картина мира, до 95% информации мы получаем благодаря именно этим анализаторам. Они работают в тандеме с нервной системой и активно стимулируют развитие ребенка, формирование его навыков и развитие психики. При рождении малыши уже видят и слышат, однако, проблемы с зрением и слухом могут быть сформированы еще внутриутробно – как узнать, все ли в порядке с органами чувств крохи, как проверить остроту зрения и слух?
Глазки малыша
Ребенок рождается со способностью видеть мир, у него для этого есть органы зрения. Глаза устроены сложным образом и видит ребенок, вопреки расхожему мнению, не самими глазами, а мозгом. Ведь именно в мозге обрабатываются все импульсы от сетчатки и именно мозг строит полноценную картинку мира. В среде взрослых устойчиво курсирует еще и миф о том, что ребенок видит перевернутую картинку но это не так, он видит правильно, но все более и более сложные картины воспринимаются по мере накопления зрительного опыта.
Глаз ребенка состоит из глазного яблока, в котором есть светопреломляющая часть, она отвечает за прохождение световых лучей – к ней относятся роговица, хрусталик и внутренняя среда глаза –стекловидное тело. Эти составляющие иметь хорошую проницаемость и прозрачность, чтоб лучи проникали и не искажались при этом.
Кроме того, у глаза есть аккомодационный аппарат, отвечающий за уровень потока лучей и фокусировку их на роговице. К нему относят радужку глаза, зрачок и область ресничного пояска за счет них глаз всегда видит четко и регулирует потоки света.
Есть и воспринимающий аппарат – это сетчатка с ее палочками и колбочками, которые обеспечивают восприятие цветной картинки, от которых идут зрительные нервы в область зрительной коры мозга. Чтоб глазик хорошо видел, необходимо еще и «дополнительное оборудование» глаза – это реснички, помогающие защищать глаз от попадания инородных предметов, слезный аппарат, смачивающий глазик и удаляющий микробы и пыль, и система глазо-двигательных мышц, работающая в тандеме с системой восприятия световой информации. За счет этой сложной системы ребенок может видеть.
Возрастные особенности
Видеть, а точнее различать свет и тьму, малыш может с 28 недель беременности, а возможно и ранее. Доношенные дети могут четко реагировать на сет и тень, на лица родителей и врачей. Глаза детишек работают несколько по-иному, нежели глаз взрослого, глазное яблоко ребенка растет по мере роста малыша. Ему необходимо будет время, чтоб сложный аппарат глаза научился работать сплоченным коллективом. В первые недели жизни глаза детишек могут слегка косить, одни или обоими глазами, движения глаз могут быть плавающими и крошка не фиксирует взгляда.
Меняется не только размер, может меняться и цвет глаз, примерно через полгода можно говорить об окончательном цвете глаз малыша – при рождении цвет может быть один, а потом будет другой.
Первоначально ребенок видит только силуэты и лица мамы и папы, не далее 20-30 см от глаз. Постепенно острота зрения повышается и к концу первого года жизни малыш уже видит очень хорошо, как вблизи, так и вдаль. Но полноценно зрение сформируется к шести-семи годам. Пространственное зрение и объемы ребенок начинает активно воспринимать к двум-трем годам.
Как узнать, видит ли ребенок?
Первоначально, в первые недели жизни, о зрении ребенка можно косвенно судить по тому, что его глазки устроены нормально и нет никаких изменений цвета зрачка, хрусталика и радужки, нет дефектов век, и глазки малыша реагируют на свет. При включении яркого света малыш жмурится или отворачивает головку от источника освещения.
При этом в обычном состоянии ребенка его взор еще плавает, он может быть привлечен только лицом матери и ее грудью, их он видит достаточно хорошо. Зрение ребенка еще очень плохое, поля зрения резко сужены, можно примерно представить как он видит, если приложить к глазам свернутые в трубочку листы бумаги. Он видит только прямо перед собой, боковое зрение не развито. Он также не видит картин за лицом и спиной мамы, но на этом этапе ему это не нужно, перегрузка мозга лишней зрительной информацией пока ему вредна.
Примерно к пятой неделе жизни крошка научится фиксировать взгляд на неподвижных крупных предметах, особенно лицах, постепенно будет учиться следить за плавным их передвижением. Это большой прогресс и доказательство того, что зрение малыша развивается.
На втором месте у малыша появляются понятия об объемности и размере предмета, задействуются слух и позже осязание. Именно для их развития применяют мобили – подвески с крупными игрушками.
С третьего месяца активно развивается цветовое зрение, сначала ребенок начинает воспринимать красный, затем зеленый, желтый и синий цвета, постепенно будут складываться восприятие оттенков и тонов. Ребенок в ответ на созерцание приятных картин, и особенно мамы, улыбается! Пока еще есть проблемы с оценкой расстояния и объема предметов, но малыш под контролем зрения уже пытается тянуться и хватать предметы.
До года зрительный анализатор постоянно совершенствуется и за счет него ребенок начинает узнавать своих и чужих, рассматривать и изучать новые предметы. Острота зрения повышается, поля зрения расширяются. Цветовое зрение будет формироваться до 4-5 лет, острота зрения достигает взрослого примерно к трем годам.
Что нужно для правильного развития зрения?
Глаз, для своего полноценного развития, как и любой другой орган тела, требует адекватного питания и правильных нагрузок, бережного ухода. Все это должны обеспечить ребенку родители с самого раннего возраста.
Одной из проблем зрения и его нарушений в раннем возрасте являются инфекционные, воспалительные и аллергические поражения глаз, и поэтому, необходимо всегда содержать глазки ребенка в чистоте. Требуется ежедневное умывание по утрам и вечерам, немедленное обращение к врачу и лечение любых конъюнктивитов, раздражений и различных выделений из глаз. Глаза любят витамины, особенно группы В и ретинол, поэтому важно правильное питание и своевременные прикормы, обилие овощей и фруктов в питании.
Для развития зрения необходимо адекватное освещение в детской комнате, смена освещения в дневное и ночное время, выбор игрушек правильных цветов и адекватная зрительная нагрузка. Перегружать глазки и мозг грудничка просмотром телепередач или мультиков – это не совсем правильно с точки зрения развития зрения и нервной системы. В оформлении детской необходимы природные натуральные цвета и оттенки, допустимы яркие элементы в декоре или игрушки ярких цветов. Освещение выбирайте желтого или белого цветов, очень важно, чтоб в детской было окно и много естественного освещения.
Острота зрения тесно связана ощущением цветов, поэтому игрушки ребенка должны быть цветными и яркими, но не кислотных неестественных цветов. Важно, чтоб игрушки имели красный, желтый и зеленый цвета, ощущение синего цвета у детей развито более всех остальных.
Слух малыша.
Это наряду со зрением, еще один орган чувств, дающий активное познание мира. За счет способности слышать ребенку сможет в дальнейшем говорить, общаться и взаимодействовать с миром. Чем ранее будут выявлены проблемы со слухом, тем проще их корректировать и преодолевать. Известно, что половина проблем со слухом носит врожденный характер, а почти 90% приобретенных проблем слуха были получены в первый год жизни. Из тысячи рожденных детей примерно у одного-двух имеются серьезные проблемы со слухом. Которые требуют раннего выявления и помощи.
Как он слышит?
Дети слышат звук еще в животе матери, примерно с 20 недель беременности, но сознанное восприятие звука будет формироваться еще до пяти лет, пока идет активное созревание височных зон в коре, ответственных за слуховые эффекты. Сегодня врачи пока не умеют внутриутробно определять проблемы слуха, но могут подозревать их при определенных обстоятельствах.
Прежде всего, это при отягощенной по глухоте наследственности – если тугоухи папа или мама, при преждевременном рождении ребенка из-за патологии беременности, при перенесении женщиной во время беременности цитомегалии, герпеса, токсоплазмоза, гриппа или краснухи. Также риск возрастает, если женщина принимала при беременности препараты, токсично действующие на слух плода – антибиотики, салицилаты.
Негативно на слух ребенка могут воздействовать перенесенные в раннем возрасте инфекции – ветрянка, грипп, коклюш, свинка и некоторые другие, тяжелые гнойные отиты, осложнения респираторных инфекций. Но как определить, хорошо ли слышит малыш, ведь сказать он не может?
Развитие слуха малыша.
В первые месяцы жизни слышащий ребенок реагирует на резкие звуки миганием, поворотом головы в сторону звуков, но такие реакции малыш даст только в спокойном состоянии, при возбуждении или расстройстве малыш не даст адекватных реакций.
К полугоду хорошо слышащий ребенок отличит голоса мамы и других людей, ярче реагирует на знакомые голоса. Он начинает произносить звуки и «гулить». К девяти месяцам малыш понимает многие простые слова, реагирует на них. Ближе к году он начинает говорить, оборачивается, когда его окликают или зовут, сосредотачивается, если с ним ведут разговор. При нормальном слухе ребенок к двум-трем годам начинает хорошо говорить и знает много слов.
Но давать точные оценки слуху и его остроте самим родителям достаточно сложно, поэтому, существуют объективные методы исследования. Сегодня практически все крупные роддома снабжены особыми аппаратами для измерения слуха ребенка, которое проводят с второго по четвертый день жизни, когда из ушка удалится остаток околоплодных вод. Этот метод – отоакустическая эмиссия, особые колебания звуковых волн, дающие на приборе реакцию, показывающую отсутствие или наличие проблем со слухом. Часть прибора подносят к ушку малыша и регистрируют особые колебания. Если данные этого прибора показывают проблемы со слухом, малыша отправляют к ЛОР-врачам на подробное исследование и лечение.
Что нужно для правильного развития зрения?
Чтоб ушки были здоровы и правильно за ними ухаживать и чистить их. Чистка ушей самая быстрая и простая процедура, ее можно проводить раз в 2-3 дня.
Вам понадобится:
- ватные шарики,
- емкость с кипяченой водой,
- емкость для грязных шариков,
- салфетка.
Ватный шарик смачиваем в кипяченой воде, слегка отжимаем, чтобы не залить воду в слуховой проход, и тщательно протираем ватным шариком ушко, все завитки, особенно уделяя внимание коже за ушами. Каждому ушку отдельный шарик. Не старайтесь вынуть из слухового прохода всю серу, она выполняет защитную роль, достаточно того, что легко достается ватным шариком.
Внимание! Запрещено доставать ушную серу из слухового прохода ватной палочкой – это может создать серную пробку или травмировать слуховой проход, если малыш сделает резкое движение.
Кроме того, необходимо заботиться о здоровье ушей. Для профилактики отитов крайне рекомендуется длительно кормить малыша грудью хотя бы год. Если же малыш искусственник, подобрать ему правильные соски и бутылочки, чтоб предотвратить попадание воздух в животик и срыгивания. В положении лежа при срыгивании смесь с микробами может попасть в слуховую трубу и дать развитие инфекции. Регулярно чистите носик, свободное носовое дыхание – также профилактика отита.
Развитию слуха способствуют правильные игрушки – музыкальные, погремушки, но без резких и неприятных звуков высокой частоты. Перед покупкой оцените их сами, если на ваш взгляд звук резковат, не стоит их брать. Малышу полезно слушать классическую музыку и звуки природы, но лучше сего слух развивают разговоры с мамой – часто и много говорите с малышом, меняйте громкость и интонацию, говорите «как мишка», «как белочка» и т.д. Это отлично развивает слух и психику ребенка.
Итак, повторим – своевременная диагностика проблем слуха и зрения – это в роддоме ил в первые пару месяцев жизни. Если в роддоме слух не проверяли, необходимо его проверить в условиях поликлиники, особенно при наличии факторов риска и наследственной предрасположенности.