Тот, кто идёт не в ногу, слышит другой барабан...
Прекрасное произведение настоящего художника Кена Кизи. Это не просто роман с моралью и выводом, а целая программа социального взлома. В конце концов остается больше вопросов, чем ответов:
1) Вы сочувствуете Рэнделлу? Вы сочувствуете педофилу, маньяку и преступнику, который ломает общество с его законами преследуя одну единственную цель - собственной выгоды и обогащения. А если его объект и не материальная цель, то готовность бросить весь мир в бездну лишь бы побороть собственную скуку.
2) Вы ненавидите сестру Рэтчед? Человека, который посвятил свою жизнь без остатка заботе о тех, кто не может позаботиться о себе сам, пожертвовав всем что у него есть - даже свободой собственной личности.
3) Вы сочувствуете "больным"? Только потому, что они не такие как вы и не могут справляться с теми трудностями, которые для вас и не кажутся трудными.
Писатель ставит вопросы, на которые нет и не может быть никакого "правильного ответа", кроме одного - так устроен Мир. Система стабильна на всем протяжении материи - внутри больницы или снаружи; в одной стране или в другой; в одну или иную эпоху - система стабильна на всем протяжении материи. И не важно, за что вы боретесь - ЗА! или ПРОТИВ! - вы боретесь с самими собой внутри системы, представляя из себя личность - скоропортящийся продукт общества, эпохи, системы, срок годности которого гарантирован в пределе одной сотни лет. Разрушив одну систему, вы получите новую, точно такую же. И вот единственное зерно, которое мне удалось найти - может быть автор хочет предложить альтернативу? Изменение системы не через разрушение и насилие, а через смирение и усовершенствование. Ведь мы знаем, что в истории есть такие факты; Мы знаем, что это работает.
Произведение написано практически гениально, читается за четыре дня и строго рекомендуется всем уверенным в наличии единственных и правильных решений. И совершенно другое дело фильм "Пролетая над гнездом кукушки"... Режиссеру не хватило широты взглядов, чтобы объять широту взглядов писателя. Режиссер вмешался в детали и оттенки и получил картину совершенно иного толка. Вместо толкования системы, как единства "нормальных" или "ненормальных" - в системе Кизи все части одинаковы по значению и существуют в гармонии; Форман превращает единство в борьбу и акцентируется именно на этом противостоянии, в ходе которого герой становится "жертвой", а антагонист становится "карающим элементом системы", что в итоге приводит не к идее "освобождения личности от системы", а превращает финал в "показное самоубийство с целью сказать, что мир неправильный и жестокий". Даже если взять раннее творчество Формана, в нем присутствует стремление к "мессианству и жертвенности", его система делится на "правильные и неправильные элементы", его герои это элементы "угнетаемые" системой, посвятившие себя "борьбе", а не "созданию и усовершенствованию". Разрушить систему, чтобы создать точно такую же, но с другими ролями. Любовь к Миру (читай к Себе) через жертву и насилие, а не через принятие и гармонизацию. Два абсолютно разных взгляда через одно произведение.