Боевая группа НАТО в Румынии под командованием Франции доведёт свою численность до бригады (4 тыс.). Предлогом для расширения штата станут крупные учения альянса весной 2025 г.
По словам командующего группой французского генерала Лоика Жерара, в Румынию будут переброшены сотни единиц военной техники, в т. ч. танки «Леклерк» и гаубицы «Цезарь», и подразделения военнослужащих, которые по окончании учений вернутся во Францию.
Ядро французского присутствия в Румынии – 1,5-тысячный гарнизон на военной базе Чинку. В его составе не только французы, но бельгийцы, голландцы и солдаты из других стран НАТО. Париж осуществляет командование базой и намерен прочно обосноваться поблизости от границы с Украиной, которая рассматривается французскими стратегами в качестве удобного плацдарма для удара по России.
База Чинку – не единственное место присутствия французов в Румынии. В 2022 г. на черноморском полигоне Капу Мидия французские военспецы обучали румын обращению с противовоздушными ракетами РАС-2 АТМ и применению системы ПВО МАМВА. Сейчас МАМВА с ракетами Aster защищает береговую линию Румынии на Чёрном море. Применение ПВО МАМВА координируется с использованием американских ЗРК Patriot.
Есть веские предположения, что обученные натовскими спецами румынские операторы обслуживают сложные импортные системы ПВО в составе украинской армии.
Такие предположения становятся еще более обоснованными после прозвучавших буквально на днях, 26 февраля, слов президента Франции Э. Макрона о возможности отправки сухопутных войск западных стран на Украину в зону проведения специальной военной операции. По его убеждению, государства Запада «намерены сделать все, что необходимо», чтобы Россия не смогла одержать верх в конфликте.
Начальник штаба Многонационального командования НАТО полковник ВС Румынии Чиприан Балица выразил французам благодарность за приверженность гарантиям безопасности Румынии, поскольку именно Франция является опорой многонационального присутствия альянса в стране.
Для Парижа Бухарест – традиционный военно-политический союзник. С момента официального создания латинизированного румынского государства в конце XIX в. Бухарест ориентировался на латинскую Европу (Францию, Италию, Испанию, Португалию) как поводырей для вхождения в круг влиятельных западных держав.
Задуманная как преграда на пути из России на Балканы Румыния географически «разрывает» потенциальную ось Москва – Белград и орудует против русско-сербского партнёрства. Сербы – конкуренты румын за влияние на Балканах, а дружба Сербии с Россией автоматически делает последнюю противником Румынии. Учитывая, что Россия обладает выходом к Чёрному морю, Бухарест считает Москву главным препятствием на пути Румынии к лидерству в Юго-Восточной Европе, в т. ч. на Балканах и Чёрном море.
Франция пользуется текущим моментом и в отместку за утрату влияния в своих бывших африканских колониях в пользу Москвы наращивает русофобскую деятельность непосредственно вблизи зоны проведения СВО. Румыния для Парижа – сухопутная опора для милитаристского давления на Россию.
Франция мыслит себя морской державой, поскольку обладает заморскими территориями (Outre Mere), расположенными за многие тысячи километров от неё – в Африке и Полинезии. Без владений в Африке и Полинезии Франция превратится во второстепенную европейскую страну. Чтобы этого не произошло, Парижу надо оттеснить другие державы от подступов к своим заморским владениям.
Рост российского влияния во франкоязычной Западной Африке (ЦАР, Мали, Буркина-Фасо и др.) – серьёзный вызов для Парижа. Оттеснение России от Чёрного моря могло бы помешать российскому присутствию в данном регионе. Перекрыть России выход к Чёрному морю Франция пыталась в XIX в. по итогам Крымской войны, то же самое она пытается сделать сегодня, и Румынии, как черноморскому государству, отводится в этой стратегии особая роль. С румынской территории французы в рамках общей стратегии НАТО по сдерживанию России хотят контролировать часть акватории Чёрного моря, прилегающую к российским территориальным водам.
Бухарест оправдывает свою антироссийскую политику будто бы исходящей от России угрозой из-за СВО на Украине. Но противником № 1 Москва была обозначена в румынских стратегических документах задолго до событий на Украине. Россия мешает Румынии самим фактом своего присутствия, и неважно, проводит Россия СВО или не проводит.
Читайте также: Румыния как плацдарм против интересов РФ в Черноморском регионе
Проблема румынского государства в том, что оно расположено в стороне от ключевых стратегических векторов – из Восточной Европы в Западную и из Северной Балтики в Средиземноморье. Эти векторы проходят по краю румынской территории, а географическая привязка Румынии к Карпатским горам превращает её в периферийное государство.
Для мирной жизни этого достаточно: Румыния располагается поодаль от очагов потенциальных конфликтов. Но для повышения геополитического авторитета периферийное положение не подходит, а Бухарест стремится не к миру, а к лидерству в регионе, что автоматически предполагает вражду с Россией. Он уже так поступил в 1941 г., вступив с Гитлером в союз. Сегодня Бухарест вступает в союз с НАТО, и на румынском направлении Франция стремится играть первую скрипку.
Владислав МАКАРОВ