Сейчас часто встречается мнение, что современный мир – это мир нарциссизма, мир потребления и зацикленности на собственном Эго.
Мир Нарциссизма можно также характеризовать как общество, наполненное вакуумом самобытных отношений, дефицитом эмпатии, признания инаковости и достоинства другого человека.
Всё это, конечно присутствует, но при этом мир Нарциссизма окутан определенными мифами, которые, собственно, и создают соблазн погружения в это пространство зеркальных комнат или наоборот страх перед ним. При этом, на мой взгляд, и излишняя увлеченность и обесценивание этого аспекта современного мира не верно.
Сегодня хотелось бы поговорить о таких мифах, возможно, это поможет увидеть более реальную картину. Я приведу здесь 4 мифа о нарциссическом мире, два из которых – условно позитивны, а два – условно негативны.
Условно позитивные мифы
Миф 1 «Нарциссизм – это любовь к себе»
Можно припомнить миф о Нарциссе, когда прекрасный юноша влюбился в собственное отражение и погиб возле злосчастного озера. Уже в этом примере мы видим, что юноша любит не себя как такового, а свое отражение. Нарцисс влюблен в образ и наслаждается лишь призраком самого себя.
Для современного нарцисса так же свойственна поглощенность внешними отражениями себя, которые как бы приходят и регулируются извне и мало отношения имеют к его реальному телу, психике, душе.
У древних греков при наличии уважительного отношения к телу и развитой культуры его возделывания, все же считалось болезненным увлечение эфемерными иллюзиями и призраками. Поэтому, возвращаясь к мифу, Нарцисс был наказан страстью к своему отображению, т.к. отверг любовь нимфы Эхо. Собственно, по мысли греков, юноша получил наказание за отвержение реальности. Так же и мы можем сказать, что обитаем в мире создания и потребления фантазмов, образов, где невозможно полюбить ни другого, ни самого себя – в этом наши и трагедия, и наказание.
В таких условиях современный человек как бы разучивается возделывать свои желания, свой символический мир, свою душу. Из мира исчезает инаковость, субъективность и такое понятие как внутренний авторитет или, иными словами, совесть. Это происходит согласно все тому же механизму управления отражениями извне (правилами, модой, социальными стереотипами, моральными догмами и проч.), а не субъективными нравственными чувствами: виной, сочувствием, сожалением, раскаянием...
Миф 2 «Нарциссизм – это счастье и бесконфликтность»
Если бы первый миф был верен (т.е. не был бы мифом), то из него бы следовало, что, во-первых, Нарцисс может прекрасно уживаться с другими людьми, поскольку те, в том или ином роде, как его проекции являются такими же как он, частями его собственного Эго; во-вторых, памятуя библейский императив: «возлюби ближнего как самого себя», казалось бы, раз есть любовь к себе, то этого счастья хватит и для другого. Однако, рассмотрим эти два предположения подробнее.
1) Реальный опыт показывает, что чувства, которые вызывают у нас двойники вовсе не так однозначны. Мастера слова такие как Гофман, Достоевский, Эверс, Андерсен и др. давно обнаружили мистический ужас перед тем, что кажется нам собственным отражением, тенью, зеркальным двойником.
В их историях и стихах ужасный двойник отщепляется от я, обретая видимость и независимость, существуют также и настоящие двойники, представляющие из себя реальных живых людей, которые внешне необыкновенно похожи друг на друга и пути которых пересекаются. Эти двойники обычно стремятся занять место главных героев, отобрать у них место в жизни, украсть возлюбленных или завладеть их душой. Такие сюжеты пронизаны жуткими чувствами, неразличением, паранойей, конкуренцией или борьбой, которая всегда терпит фиаско перед властью двойника.
Где ты будешь, там буду я рядом,
до последнего дня — когда сяду
я на камень могилы твоей.
(Альфред де Мюссе, пер. Владимир Набоков)
2) Другой ложный вывод о том, что нарциссизм способствует счастью и бесконфликтности, пониманию другого на основании любви к нему как к самому себе, также не является состоятельным. Как я писала выше, любовь к себе здесь подменена страстью к отражению, не более. Такое чувство рождает массу раздражения, когда якобы собственные отражения, проекции (а в реальности просто другие люди) вдруг начинают делать вовсе не то, что от них ожидалось.
«Я представляю себе свое «я» через размножающее стекло –
все фигуры, которые движутся вокруг меня, – это я, и я сержусь на их поведение».
(Э. Т. А. Гофман)
Действительно, один из самых сильных аффектов, который характерен для мира нарцисса (помимо стыда) – это ярость: ярость, досада, злость от того, что отражение вдруг становится комнатой кривых зеркал, которые отражают не то, не так и не в подходящих обстоятельствах.
Конфликты, строго говоря, зачастую порождаются именно тем, что человек считает своего оппонента собой, идентифицируется с ним, не ведает его инаковости.
Без субъективности – отнесенности к другому человеку и к Закону, все сливается в «двойниковость»: к равным правам, обязанностям, способностям и возможностям, к отсутствию свободного выбора, в конечном итоге к уничтожению двойника, как к единственному способу освободить для себя место.
(Продолжение следует)
Автор: Рай Татьяна Ивановна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru