Инновационная дисциплина стала финалом Игр будущего.
Начало марта принесло в послужной список «Сочи Автодрома» еще один исторический старт. Приняв с 2014 года восемь «Гран-при» «Формулы-1» и множество других соревнований самого разного уровня, трек в Олимпийском парке теперь выступил в качестве арены для уникальной гонки, ставшей частью Международного фиджитал-турнира «Игры будущего». Особенность данного спорта заключается в том, что состязания проходят в гибридном формате, то есть спортсмены ведут зрелищную борьбу в виртуальном мире, а затем продолжают выявлять сильнейшего уже в реальных условиях гоночный трассы, как это было в случае с автоспортивной программой.
Хотя местом проведения Игр будущего была выбрана Казань, G-Drive фиджитал-гонку все-таки решили провести на черноморском побережье, потому что на расположенном в Татарстане «КазаньРинге» пока не успел растаять снег. Укороченный за межсезонье более чем наполовину дистанции, экс-трек «Формулы-1» тем не менее идеально подошел для премьеры.
Формат казался организаторам и участникам шагом в неизвестность
Без преувеличения, фиджитал-гонку можно назвать уникальным событием для мирового автоспорта. Соревнования в гибридном формате подобного масштаба и с международным участием, включая таких гонщиков, как чемпион WEC Роман Русинов и экс-пилот «Формулы-1» Роберто Мери, ранее нигде и никем не проводились. Поэтому, по признанию самих пилотов и организаторов, мероприятие поначалу было для них шагом в неизвестность.
Чтобы совместить физический и диджитал-форматы, устроители поделили заезд поровну между двумя реальностями. 14 команд с двумя пилотами в составе по жребию разыграли между собой болиды «Формулы-4», на которых проходила реальная часть гонки. После зачетных 25 кругов гонщики заезжали в боксы и передавали эстафету сидящим за рулем симулятора напарникам. Еще через 25 кругов за симулятор на ту же дистанцию садился отдохнувший член экипажа, а второй номер отправлялся ждать своей очереди в болид, чтобы финишировать на настоящей трассе. Суммарно участники преодолели 103 круга: 50 на автодроме, 50 на симуляторе и три во время пересменок.
Правила были продуманы до деталей, чтобы обеспечить равные условия всем соревнующимся. Так, на болиды «Ф-4», которые для заезда предоставила программа развития российского автоспорта «СМП Рэйсинг», механики, как в моноклассе, поставили абсолютно идентичные настройки. А чтобы уравнять экипажи из слишком легких пилотов (среди участников были в том числе юниоры-картингисты) с остальными, на машины первых вешали дополнительный балласт. Аналогичный подход применялся в виртуальной части заезда, где программа симулятора воспроизводила цифровую копию формульных «Татуусов», использовавшихся в гонке.
Со слов Кирилла Ладыгина, 16-кратного чемпиона России по кольцевым гонкам, который занимался обкаткой болидов перед соревнованиями, основная сложность заезда заключалась в том, чтобы уметь быстро перестраиваться между очень разными по управлению реальными и виртуальными болидами.
«На реальной машине ты ощущаешь мощность — тебе легко провернуть заднее колесо, легко сорвать. Когда идешь по дуге, то понимаешь, что нельзя держать полный газ, иначе сразу развернет из-за избытка мощности. Поэтому нужно все правильно дозировать. Ребятам, которые не сидели в реальной «Формуле», а ездили только на симуляторах, сложнее справиться с мощностью, что приводит к разворотам».
Перед стартом высказывались опасения, что молодежь устроит завал на первом круге, но на удивление вся гонка прошла каких-либо происшествий. На протяжении всего уик-энда было хорошо видно, что организаторы старались максимально обеспечить безопасность участников. Одним из примеров их работы стал момент, когда уже по ходу соревнований судьи изменили процедуру передачи эстафеты от участника сим-гонки к пилоту в кокпите настоящего болида. По новым правилам нужно было касаться не напарника, а заднего антикрыла, чтобы не быть задетым стартующей машиной.
При этом заезд не вышел пресным. Пелотон, состоявший из участников очень разного мастерства — от сим-рейсеров и картингистов до призеров «24 часов Ле-Мана» и бывших пилотов «Формулы-1», — подарил зрителям зрелищную гонку. И если на «Автодроме Сириус» борьба шла упорно, но максимально корректно, то в цифровом пространстве пилоты разошлись по полной, устроив даже пару эффектных аварий.
Уверенную победу в итоге одержал экипаж российских пилотов Александра Смоляра и Алексея Несова из команды SMP Racing. Их дуэт изначально считался фаворитом гонки, так как экс-пилот мировой «Формулы-3» Смоляр переквалифицировался в одного из лучших сим-рейсеров страны. Неплохой виртуальный опыт был и у Алексея, в реальной жизни выступающего в гонках GT. Обоим удалось уехать от мощного итало-испанского тандема Маттиа Кольнаги и Алекса Кутильяса, а также представителей BR Engineering Кирилла Смаля с Ириной Сидорковой, единственной участницей заезда, на равных сражавшейся в заезде с парнями.
Вне зависимости от результатов всем гонщикам достались денежные призы из призового фонда в 500 тысяч долларов. Больше других ожидаемо забрали победители. На послегоночной пресс-конференции Алексей Несов так и не придумал, на что пока потратить деньги, зато Александр Смоляр сделал неожиданное признание — его выигрыш пойдет на дебют в дрифте!
Новая конфигурация трассы приятно удивила гонщиков
В ноябре прошлого года долго висевшие в воздухе слухи о том, что «Сочи Автодром» будет радикально сокращен и перестроен, к сожалению, стали реальностью. Большую конфигурацию трассы решили «разрезать» за первым поворотом — почти незаметным изломом на огромной стартовой прямой. Новый перешеек находится перед дворцом «Айсберг» и выводит машины в конец длинной обратной прямой, примерно туда, где раньше начинался третий сектор трассы «Гран-при». К слову, строителям не пришлось дополнительно перекладывать дорогу, так как сокращенная версия была предусмотрена уже в изначальном проекте.
Получившийся трек длиной 2,3 километра от изначальных 5,8 вместе с новой конфигурацией получил и новое название, которое еще не очень прижилось в обиходе, — «Автодром Сириус», в честь федеральной территории, где он теперь находится.
Несмотря на то что на бумаге трасса вызывала вопросы, гонщики в итоге остались довольны, судя по первым впечатлениям. В первую очередь всех удивило, что даже в сокращенном виде трек не превратился в картодром, сохранил точки для обгонов и пилотажные секторы.
«На самом деле трасса получилась на удивление достаточно интересной. Она — техничная и хотя короткая, но рабочая. По крайней мере, на небольших болидах ехать интересно. За счет того, что дистанция сократилась, разрывы тоже стали меньше, и каждая помарочка теперь влияет на результат в гонке», — поделился с «СЭ» участник фиджитал-гонки Дмитрий Гвазава.
Здесь важно отметить, что болиды «Формулы-4», на которых проходила гонка, обладают самыми малыми габаритами в своем классе. Алексей Несов с высоты своего опыта в европейских гонках GT заметил, что для машин покрупнее такой трек все же будет недостаточным.
«Задачей [организаторов] была трасса длиной два километра, поэтому с учетом того, что нужно было сделать, она выглядит довольно хорошо и интересно. Скорее всего, гонки большие на ней проводить не получится, и уж тем более она не подойдет для мощных кузовных автомобилей. Конечно, мы скучаем по старой конфигурации «Сочи Автодрома», но в целом новый трек будет очень хорошо подходить для тестов и гонок на небольших автомобилях. Для той же «Формулы-4» он, в принципе, подходит.»
В плане зрелищности автодром также потерял не сильно. Стартовая прямая и второй медленный поворот вопреки ожиданиям для обгонов подошли не очень — все-таки «Ф-4» это не «Ф-1», где мощнейшие двигатели вкупе с ДРС позволяют бороться в основном на протяженных прямиках. Зато техничный обратный сектор с шестью поворотами под прямым углом, наоборот, подарил несколько зрелищных противостояний с большим количеством обгонов.
«Очень техничный и требовательный трек. Есть много 90-градусных поворотов и два места для обгонов — это обратная прямая и, если хорошо разогнаться, стартовая. У нас была хорошая борьба», — рассказал «СЭ» мексиканский участник Луис Диаз, раньше побеждавший в Американской серии Ле-Ман.
Фиджитал-гонка показала, что автоспорт — это большая семья
Соревнования, прошедшие в рамках Игр будущего, стали первым крупным международным стартом для сочинского автодрома за последние два года. Фиджитал-формат, который, безусловно, еще есть куда развивать, прежде всего помог собрать в России людей из разных стран, искренне любящих автоспорт и ставящих его на первое место.
«Мой друг в Мексике получил приглашение сюда и позвал меня. Я люблю сим-рейсинг, а раньше выступал в настоящих гонках, и согласился. Нас выбрали, и вот мы здесь. Очень рад, что на соревнованиях классная организация и прекрасная атмосфера», — рассказал о своем пути в Сочи Алекс Диас из Quetzales Mexico.
Атмосфера на «Автодроме Сириус» больше всего напоминала встречу большой семьи, ведь многие из гонщиков были лично знакомы по соревнованиям или гонялись против родственников, тех, кто приехал на фиджитал-гонку. Например, Роберто Мери на Игры будущего позвал Роман Русинов, с которым он знаком по выступлениям в Ле-Мане. А Ира Сидоркова ехала в гонке против канадца Ника Джилкса — брата Меган Джилкс, с которой наша пилотесса выступала в женской «Формуле» W Series.
Зрелищность и международный интерес к фиджитал-гонке показали, что в России могут развивать автоспорт, находя интересные форматы на смену прежним.
«Любая гонка помогает развитию автоспорта, а когда это такое масштабное событие, то оно влияет не только на автоспорт в нашей стране, но и вообще во всем мире, — считает победитель соревнований Александр Смоляр. — Такие большие мероприятия дают импульс тому, чем мы все занимаемся. И сейчас, как мне кажется, наступило самое важное время, когда это нужно делать».
Есть ли будущее у Игр будущего? Итоги первой фиджитал-Олимпиады
«Для Игр будущего все только начинается». В Казани закрыли первый в истории праздник фиджитал-спорта
Вселенная фиджитал: технологии, которые приведут нас в будущее
Игры будущего 2024: основная информация
Эрик Расулев, «Спорт-Экспресс»