За несколько месяцев до старта Олимпийских игр в Париже у российских спортсменов остаются последние шансы завоевать путевки на Игры, приняв участие в международных соревнованиях в нейтральном статусе. Но для этого приходится преодолевать не только трудности с получением приглашений и виз, но и искать деньги для выплаты специальных взносов. Forbes Sport рассказывает, сколько и за что приходится платить
Еще в одном виде спорта российские спортсмены получили возможность отобраться на Олимпийские игры в Париже, которые пройдут этим летом: международная федерация гребного спорта (World Rowing) допустила россиян до участия в европейской квалификационной олимпийской регате, которая пройдет с 25 по 28 апреля в венгерской Сегеде.
В сентябре World Rowing позволила россиянам принять участие в нейтральном статусе на чемпионате мира в Сербии, который также является квалификационным на Олимпиаду, но тогда попытки наших гребцов завоевать путевку в Париж не увенчались успехом.
Система допуска российских гребцов, по словам главы ФГСР Алексея Свирина, останется той же, что и в 2023 году — спортсмен должен пройти антидопинговую и биографическую проверки. Гребцов, как и других российских атлетов, не пустят на соревнования, если они связаны с вооруженными силами или органами национальной безопасности, а также открыто поддерживают «спецоперацию»* на Украине.
О новостях о допуске гребцов из России на квалификационную олимпийскую регату отрапортовали все медиа, но у Федерации гребного спорта страны возникли вопросы:
«Мы пока не получили ответ на вопрос, нужно ли проходить повторную проверку тем спортсменам, которые в прошлом году уже прошли все это и получили нейтральный статус. Нам это важно и потому, что вся процедура стоит немалых денег. Мы подсчитали, что проверка одного спортсмена обошлась примерно в 5000 швейцарских франков», — сказал Свирин.
О том, что допуск на международные соревнования на специальных условиях будет дорогим удовольствием для российских спортсменов — по текущему курсу за нейтральность гребцы должны выложить чуть более 500 000 рублей — стало известно еще в ноябре прошлого года. Генеральный директор Олимпийского комитета России Владимир Сенглеев тогда раскрыл ценник проверки международными федерациями нейтральности отечественных атлетов, который в разных видах спорта отличается, а в некоторых дисциплинах и вовсе не существует.
«Например, в гимнастике такая проверка для спортсмена стоит 3000 франков, для персонала — 1500 франков. Международная федерация скалолазания просит за то же самое 5000 франков. Стрельба из лука — 750 евро», — рассказал Сенглеев, добавив, что, по его мнению, санкции против России международные федерации рассматривают как получение дополнительного дохода.
Нейтральность россиян проверяют специальные комиссии: у одних — это сторонние организации, другие справляются своими силами или нанимают дополнительных сотрудников. В любом случае, все это — незапланированные траты для международных федераций, каждая из которых в праве решать, сколько (и нужно ли вообще) взимать за проверку. Как и российские атлеты в праве решать, соглашаться на эти условия или нет.
Риски за согласие существуют. Во-первых, плата за проверку и успешное ее прохождение еще не гарантируют россиянам выступление на международных стартах:
«Есть еще такой момент, что международная федерация сняла с себя ответственность за действия принимающей стороны, которая может принять решение не пускать прошедших проверку российских гребцов на турнир, который проходит в ее стране. Подобное случилось, когда Германия не дала визы допущенным до молодежного первенства Европы нашим спортсменам. Возникает вопрос, а за что мы тогда должны платить, если в случае недопуска потраченные деньги не вернут нам обратно? Например, в этом году будет несколько стартов в Канаде, куда россиянам, как я предполагаю, будет крайне сложно получить въездные визы», — пояснил Свирин.
Во-вторых, еще в конце 2023 года глава Олимпийского комитета Станислав Поздняков объявил, что организация прекращает финансирование атлетов из России, которые примут условия нейтрального статуса для выступления в летней Олимпиаде. Участие в парижских Играх вообще еще под большим вопросом, так что есть вероятность, что отечественные федерации рано или поздно не захотят платить за работу специальных комиссий по проверке. Как когда-то этого не захотели делать во Всероссийской федерации легкой атлетики.
ВФЛА с ноября 2015 года из-за допинговых скандалов находится по санкциями Международной ассоциации легкоатлетических федераций, и с тех самых пор российские легкоатлеты выступали на крупнейших стартах в нейтральном статусе — после начала «спецоперации» World Athletics не разрешила и этого. В 2020 году нейтральность для совершеннолетних легкоатлетов из России стала платной: спортсмены, достигшие 20 лет, платили за его оформление $250, атлеты в возрасте от 18 до 20 лет — $100.
Глава World Athletics Себастьян Коу объяснил эту меру тем, что рассмотрение заявок на нейтральность от россиян требует от его организации дополнительных затрат, которые в обычное время тратились бы на другие цели — помощь национальным федерациям и организацию соревнований.
«Я не думаю, что это неразумное требование. У нас есть специальная антидопинговая панель, которая вынуждена работать очень усердно, чтобы проверить правомочность заявок, провести расследование. Это требует затрат ресурсов организации», — говорил Коу.
Во ВФЛА спустя месяц после такого решения World Athletics решили компенсировать взносы в размере $250 за получение нейтрального статуса российскими легкоатлетами. Но только тем, кто займет на международных соревнованиях призовые места.
И тогда это казалось подъемной задачей для ВФЛА, пускай находящейся и не в лучшем состоянии после санкций руководящего органа. Но есть вероятность, что рано или поздно станет неподъемной для тех отечественных федераций, которые не имеют такой поддержки от Министерства спорта России и Олимпийского комитета России, которые и вовсе не собирается не иметь ничего общего с нейтральными спортсменами.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.