Найти тему
aga.rut-miit

Единая государственная цифровая платформа мониторинга транспорта создана в РФ

АО «ГЛОНАСС» и Министерство Транспорта России начали тестирование Федеральной навигационно-информационной системы (ФНИС). Данный проект будет новым типовым облачным решением на единой цифровой платформе ГОСТЕХ и станет для всех регионов России бесплатным. На основе госинформсистемы «ЭРА-ГЛОНАСС» создали ФНИС, которая формирует государственную цифровую платформу мониторинга различных видов транспорта. По поручению заместителя председателя Правительства РФ Дмитрия Чернышенко выполняется запуск такого модуля на ГОСТЕХе.

На данный момент, доступные только для жителей ряда крупных городов, онлайн-сервисы прогноза прибытия общественного транспорта на остановочные пункты планируется использовать для комфорта пассажиров во всех населенных пунктах России. Регионы получат возможность запускать собственные мобильные приложения или ретранслировать информацию в используемые сервисы Яндекс.Карты и 2ГИС, а также на информационные табло «умных остановок» без необходимости создания локальной инфраструктуры, в этом помогут данные от ФНИС.

Ключевой задачей ФНИС является повышение безопасности и комфорта миллионов пассажиров и пользователей транспортных услуг благодаря внедрению и использованию российских разработок, которые обеспечивают технологический суверенитет. Об этом сообщил заместитель министра транспорта России Дмитрий Баканов.

«Поэтапно мы перейдем от существующей разрозненности собираемых в регионах данных к цифровой федеральной платформе централизованного управления и мониторинга всего транспортного парка. Она будет легко интегрироваться с существующими отраслевыми системами. За счет стандартных протоколов обмена данными и применения типового облачного решения на основе ФНИС будет создана витрина сторонних сервисов, например, мониторинг и диспетчеризация общественного транспорта, автоматизированные системы безналичной оплаты проезда на основе геолокации пассажиров», - объяснил Дмитрий Баканов.

В 2024 году к ФНИС планируется подключение пяти регионов, а в следующем году не менее 25 субъектов РФ собираются присоединить. Согласно словам генерального директора АО «ГЛОНАСС» Алексея Райкевича, в качестве тестирования отрабатывается подключение к ФНИС общественного транспорта, беспилотных воздушных судов и скорой помощи. До июня, для последующего перевода платформы на ГОСТЕХ, будут финализированы интерфейсы и функциональные блоки ФНИС.

«Сегодня мы запускаем тестирование ФНИС с использованием существующих сервисов на базе «ЭРА-ГЛОНАСС». В частности, к нашей платформе мониторинга уже подключено более 200 тысяч транспортных средств - общественный транспорт во всех регионах России. Для отработки функциональности мы подключили к ФНИС пассажирский транспорт Великого Новгорода и Новгородской области, - сообщил Райкевич. – Одновременно мы подключили грузовые беспилотные вертолеты компании «Аэромакс», агродроны «Агримакс.Аэро» в нескольких областях России, что в перспективе позволит открыть небо для гражданских авиабеспилотников в регионах, где действуют запреты, за счет передачи от ФНИС в оперативные штабы субъектов РФ юридически значимых данных, подтверждающих соблюдение заявленных маршрутов».

Павел Пугачев заместитель министра здравоохранения России сказал, что создание ФНИС повысит эффективность управления автопарком скорой помощи.

«Сегодня во всех регионах страны созданы системы скорой помощи, однако они базируются на различных технологических платформах обработки данных о местонахождении машин. Федеральная навигационно-информационная система, созданная АО «ГЛОНАСС», позволит повысить качество функционирования сервисов управления и мониторинга работы скорой помощи во всех регионах страны. Возможность получения информации о местонахождении и движении автотранспорта в оперативном режиме, за считанные секунды, крайне важна для системы здравоохранения», - обозначил Павел Пугачев.

Согласно мнению генерального директора «Агримакс.Аэро» Максима Чижова, мониторинг с помощью государственной ФНИС откроет новые возможности развития и массового внедрения беспилотной авиации.

«Внедрение платформы, которая будет играть роль доверенной среды как для силовых ведомств и регуляторов, так и для федеральных и региональных органов власти, отвечает интересам экслуатантов, стремящихся работать в правовом поле и может стать инструментом формирования массового и легального рынка. Для меня как руководителя бизнеса по применению большого парка беспилотников дополнительно будет интересна возможность использовать данных от ФНИС для оперативного мониторинга местонахождения и состояния беспилотных воздушных судов и средств транспортирования комплексов компании, что при интеграции с внутренними системами компании позволит обогатить аналитику за счет юридически значимой информации. Такая система вписывается в развиваемую нами концепцию безопасного применения беспилотных авиасистем, наряду с двухуровневой системой управления авиабеспилотниками через центр управления полетами и встроенном контроле невозможности их нахождения вне разрешенных транспортных коридоров», - подытожил Чижов.

Сервис мониторинга электронных средств индивидуальной мобильности с возможностью установления медленных зон также будет являться частью ФНИС. С помощью такого решения устанавливать безопасные скоростные режимы и снижать аварийность с участием электросамокатов сможет любой регион страны.