В 1961 году психолог Стэнли Милгрэм провел исследование, которое стало известно как Эксперимент Милгрэма. Его целью было понять, насколько далеко люди могут зайти в причинении вреда другим, если им приказывают это делать в рамках их служебных обязанностей.
Милгрэм набрал участников эксперимента из числа добровольцев, предлагая им небольшое вознаграждение за участие. На первый взгляд, ситуация казалась простой: два человека, один из которых был актером, играли роли учителя и ученика. Однако на самом деле участник всегда получал роль учителя.
Сцена установлена. Ученика привязывали к креслу с электродами, а учителю предоставляли генератор тока с переключателями от 15 до 450 В. Задача "учителя" состояла в проверке запоминания "учеником" пар ассоциаций, за каждую ошибку которого ему приходилось наказывать током. И, что более важно, каждая новая ошибка увеличивала силу разряда. Группы переключателей были подписаны, и только последние два были графически обозначены как "Опасно: трудно переносимый удар".
Учитель и ученик не видели друг друга и общались через кнопки и табло. Однако, если учитель колебался в наказаниях, экспериментатор настойчиво уговаривал его продолжать, даже когда ученик прекращал отвечать и явно страдал от боли.
Результаты этого эксперимента были шокирующими. 65% участников дошли до последнего переключателя, игнорируя просьбы прекратить. Лишь 12,5% отказались продолжать сразу после первого сигнала страдания "ученика". Большинство продолжали даже после того, как ученик перестал отвечать.
Что это говорит о нас, как о людях? Эксперимент Милгрэма подчеркивает удивительную готовность людей подчиняться авторитету, даже если это противоречит их моральным убеждениям. Даже когда они видят явные признаки страдания, многие предпочитают следовать приказам, чем слушать свою совесть.
Этот эксперимент не только позволил лучше понять человеческую природу, но и подчеркнул важность критического мышления и независимости от авторитетов в принятии решений.