Найти тему
Кириллица

Ороки: что известно об одном из самых малочисленных народов России

Энциклопедия «Коренные и малочисленные народы» под редакцией Д. А. Немцовой, определяет как малочисленные народы те, популяционный предел которых не превышает 50 тысяч человек. Этому параметру ороки (уйльта или ульта) полностью соответствуют: по данным переписи 1989 года, приведенным в книге Майи Черемисиной и Алены Тазрановой «Языки коренных народов Сибири», в пределах России проживали всего 190 ороков.

Численность

Как заметила автор издания «Остров Сахалин: современные проблемы жизнедеятельности уйльта», за всю историю численность данного этноса колебалась от 773 до 350 человек. Так, первые сведения о точном количестве ороков, относящиеся к 1897 году, упоминают 749 человек. По крайней мере, именно такие данные приводит в своей книге «История Дальнего Востока СССР от эпохи первобытного общества до 80-х годов ХХ века» А. И. Крушанов. Однако уже в 1920-х годах количество представителей этого народа сократилось почти вдвое. А, по данным переписи 1989 года, приведенным в книге Майи Черемисиной и Алены Тазрановой «Языки коренных народов Сибири», в России проживали всего 190 ороков. Между тем перепись 2002 года зафиксировала увеличение численности ороков: на тот момент их популяция выросла до 346 человек.

Места проживания

Примечательно, что большинство ороков проживают в данный момент на территории Сахалинской области. Об этом пишет в своей книге «Народы России: атлас культур и религий» и Алексей Журавский. Если верить Л. И. Миссоновой, автору издания «Уйльта Сахалина: большие проблемы малочисленного народа», больше всего ороков населяют Ногликсий и Поронайский районы острова Сахалин: 132 и 144 человека соответственно. Кроме того, ороков можно встретить и на японском острове Хоккайдо и даже на Украине. Но если на Хоккайдо община до недавнего времени насчитывала 20 человек, то Украина, по крайней мере, в 1989 году могла похвастаться только двумя ороками.

Язык

С малой численностью ороков связана проблема языка этого коренного народа Сахалина. Кроме того, что на представителей этого этноса влияет окружение, ситуация усугубляется тем, что орокский язык, относящийся к группе тунгусо-маньчжурских языков, не имеет письменности. Это подтверждает и автор книги «Малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока» Дмитрий Насилов. В настоящий момент орокский язык можно назвать вымирающим, так как он не используется для повседневной коммуникации. Да и исследования языка ороков не отличаются многочисленностью. Исключение составляет только лингвист Т. И. Петрова, автор труда «Язык ороков (ульта)».

Хозяйственная деятельность

Изменился и жизненный уклад современных ороков. Так, по данным Т. И. Петровой, книга которой увидела свет еще в 1967 году, представители этого этноса уже тогда жили в постоянных поселках и работали в колхозах Сахалинской области. Однако прежде ороки были кочевым народом, жили в чумах и занимались в основном оленеводством. Отсюда, кстати, и их название: «оро» переводится как «олень». Как утверждает Петрова, промышляли ороки и охотой, и рыболовством. В связи со своей хозяйственной деятельностью в летний период ороки концентрировались ближе к морю, а в начале осени уходили вглубь острова. В холодное время года ороки охотились на пушных зверей, диких оленей и медведей, а в теплое – на тюленей. Именно с последним промыслом связаны и многие поверья ороков. Если верить авторам издания «Народы России», М. Бронштейн, Н. Жуковской и М. Каракетову, ороки были убеждены в том, что их помощниками в охоте на морских животных являются касатки, которых они называли «тэому». Поэтому дважды в год они приносили им в жертву черемшу и студень из рыбьих шкурок.

Верования

Морское божество «Тэому», а также божество медведей «Доото» играли огромную роль в лечении различных болезней. Их именами, как утверждает М. С. Высоков в своей книге «История государственности и церкви на Сахалине», орокский шаман называл угли, использовавшиеся в обрядовых курениях багульника. Кроме того, ороки практиковали и жертвоприношения, которые происходили в специальных помещениях – шаманских кумирнях. Рядом с кумирнями, как правило, устанавливали столб высотой 8-10 метров, на вершине которого помещали вырезанную из дерева птицу. Чаще всего в жертву духам-покровителям ороки приносили свиней, собак или петухов.