Из- за осенней реформы такси сильно выросли затраты как самих перевозчиков, так и агрегаторов. Из отрасли ушли примерно 30% водителей. Пока повышать стоимость услуг таксисты не собираются. Они понимают, что люди хотят ездить по цене маршрутки, но ситуация складывается патовая.
Добавьте описание
На кадровый голод и резко возросшие затраты после осенней реформы таксисты пожаловались на заседании рабочей группы при постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры ЗакСа.
Чиновники Смольного в ответ рассказали о существенном сокращении нарушений в отрасли и двойном увеличении количества участников реестра выданных разрешений.
Представители бизнеса развели руками: в этом документе речь идёт о праве заниматься такой деятельностью, но это далеко не означает, что авто в итоге выехало на улицу на работу. Между тем, отрасль готова схлопнуться, хотя пока и старается из-за всех сил держать цены, так как все понимают: большинство пассажиров больше зарабатывать не стали.
На примере Саши…
Как поделился председатель комиссии Алексей Цивилёв, недавно его подвозил водитель по имени Саша. Он пожаловался на то, что трудится с 06:00 до 22:00, но даже за такое время ему не удается заработать более 3000 рублей в сутки. Треть из этой суммы он отдает агрегатору, ещё нужны деньги на страховку, налоги, текущий ремонт и т. д.
— То есть, по сути, мы получаем тупиковый путь. Человек столько времени трудится, и в итоге так мало получает. Есть и ещё такие цифры. Из 100 проверок в 60% случаев результаты подделываются, иногда с помощью фотошопа. Вдумайтесь в них, это очень серьёзно, — подчеркнул Алексей Цивилев.
Заместитель председателя Комитета по транспорту Смольного Ренат Ягудин заверил, что, чиновники, наоборот, отмечают тенденцию по снижению количества нарушений.
— Откуда у вас эти цифры? — поинтересовался он у Алексея Цивилёва.
Как сообщил Ренат Ягудин, сейчас в реестре разрешений на работу находится свыше 46 тыс. авто, или почти в два раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
— Растёт динамика включения машин в реестр. Если сравнивать январь этого года с январём прошлого, то она увеличилась на 100%, — заявил он.
Средний возраст машин, исходя из документа, составляет около трёх лет, в целом по отрасли — четыре года.
В последнее время парк такси активно пополнялся китайцами: Cherry, Haval и Exeed. Чиновник отметил и рост количества перевозчиков. В настоящее время их число составляет 1688. Это превышает на 5% показатели начала осени прошлого года. Впервые разрешения на работу такси получили 210 самозанятых.
В 2024-м в городе должна заработать «ГИС Такси».
Вернулись к «Вам шашечки или ехать»?
Заместитель операционного директора «Таксовичкофф» и «Ситимобил» Даниил Курашев заявил, что рынок в принципе «схлопывается».
— Да, нарушений стало меньше, и это факт. Но так произошло потому что и водителей стало меньше, а не из-за того, что кто-то стал резко лучше работать, — заявил он.
Чуть позже в беседе с 78.ru Даниил Курашев уточнил, что речь идет о 30% оттоке персонала по Петербургу с начала реформы.
— Сейчас цены держит Yandex. Мы тоже не можем выставить справедливые цены. Потому что, если стоимость резко увеличится, поездок станет в разы меньше. А люди привыкли ездить на такси по цене маршруток. Их к этому приучали те же агрегаторы годами.
Вот и выходит что со всеми этим новыми требованиями по реформе (перекраска в бело-жёлтый цвет, допуск к работе лишь ИП или самозанятых с машинами, зарегистрированными исключительно в Петербурге — прим. редакции), подорожанием авто мы вернулись вместо реформы к варианту: «Так вам шашечки или ехать», — констатировал Даниил Курашев.
Депутат Наталия Астахова поинтересовалась, как же так выходит, что чиновники отчитываются о росте количества участников реестра, а на деле, из слов бизнесменов, получается, что водителей стало меньше.
— Реестр — это про то, что есть право работать, а не обязанность. И это не означает, что все эти люди, указанные в нём, по факту работают, — парировал Даниил Курашев.
Так кто же всё-таки и как работает?
Представитель одного из таксопарков рассказал о ситуации, когда в их компании по традиции раньше подрабатывали сотрудники МЧС. Теперь они не могут это сделать, так как им необходимо оформление самозанятости, а этого нельзя сделать в статусе «госслужащий».
— Давайте как-то решать этот вопрос, — отметил он.
Индивидуальный предприниматель Максим Андреев подсчитал, что если в городе имеется 1688 перевозчиков, то с учётом среднего парка из 46 тыс. авто 44 тыс. просто простаивают, а сами эти водители не трудоустроены.
Директор таксопарка «Каспий» Сергей Михайлов обратил внимание, что 50% машин в Петербурге работают без полиса ОСАГО в принципе.
— Серьёзные проблемы начнутся у отрасли, когда заработает система фотофиксации таких авто. Вы понимаете, какие серьёзные проблемы нас ждут впереди? — поинтересовался он у присутствующих.
«Есть Москва и вся остальная Россия?»
Представитель Общественного Совета по развитию такси по Петербургу и Ленобласти Андрей Белов высказался категорически против допуска на рынок Северной столицы самозанятых из других регионов, ещё одного ноу-хау, обсуждавшегося как рецепт спасения на заседании. Он пояснил, что такую инициативу по борьбе с кадровым голодом их организация предложила именно и исключительно для Москвы, в других субъектах это не сработает.
— Если это так нужно, то исключение можно сделать разве что для жителей Ленобласти. А если мы будем пускать в город всех, кого попало, ничего хорошего из этого не выйдет, и уж точно, не будет способствовать качеству услуг для населения, — заверил он.
В ответ на это Алексей Цивилёв поинтересовался, о ком конкретно идёт речь.
Андрей Белов признался, что подразумевал «мигрантов из южных регионов со всем известной культурой вождения».
— Да вы знаете, что даже водители из Ленобласти в Петербург ехать не хотят из-за той жути, которая творится на дорогах? — эмоционально высказался он.
Алексей Цивилёв осадил Андрея Белова и напомнил, что уроженцы южных регионов — «это не кто-нибудь, а граждане России». Глава комиссии добавил, что «Саша как раз боится ехать в Кудрово, где рискует застрять и не выбраться оттуда с новым клиентом".
Водитель Андрей Кононович напомнил о том, что сейчас 80—90% таксистов это — ИП или самозанятые. Поднял он и тарифы за 2011 год. Тогда минимальная стоимость поездки составляли 290 рублей, а 1 километр пути обходился в 35 рублей.
— И вы же понимаете, что это цены более чем десятилетней давности, когда ещё ничего так стремительно не дорожало? — подчеркнул он.
Пока игроки стараются удерживать стоимость поездок, но ситуация в отрасли может стремительно поменяться через полгода, когда таксистам вменят в обязанность страхование ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров (ОСГОП).
Сейчас оно есть для любых видов транспорта, кроме легкового такси и метрополитена. Возмещение за вред жизни пассажира — 2,025 млн рублей, за вред здоровью — до 2 млн.